Три возможные ошибки правительства Педро Санчеса, которые оно может, но не должно совершить, связаны с разрешением ситуации с прогрессивным налогообложением, нормализации социально-трудовых взаимоотношений и обеспечением подъёма всеобщего благосостояния граждан Испании.
В период с 2011 по 2016 годы ВВП на душу населения Испании снизился на 8.4%, достигнув 23.8 тысяч евро (между 15 и 17 местом по ЕС). Известный всему миру коэффициент, характеризующий уровень социального расслоения общества (коэффициент Джини), вырос с 0.3% до 0.4%, опередив средние показатели по Евросоюзу и в целом по Еврозоне.
Если в первое пятилетие 2000х доход 20% самых богатых испанцев был выше 20% самых бедных в шесть раз, то уже в 2014-2015 годах разрыв увеличился вдвое и составил 9 пунктов (рост 50%).
Обращает на себя внимание, что в кризис и в посткризисный период (вплоть до 2015 года) рост количества богачей в Испании был беспрецедентно высоким. С 2008 года этот рост составил 50%, в абсолютных величинах богачей сейчас насчитывается 60 тысяч человек. Обращает на себя внимание другая более симптоматическая цифра, что с 2016 года это число увеличилось до 10% (плюс уже к тем, которые были).
Рост числа богатых и сверхбогатых в Испании продолжает расти и дальше. Для сравнения заметим, что рост богатых и сверхбогатых и в среднем по ЕС был немаленьким (+5%), но падение всеобщего благосостояния в Испании было резче среднеевропейского уровня. В этом суть данного сравнительного анализа.
Согласно всеобъемлющим и наиболее объективным данным опросов общественного мнения по основным ключевым социальным проблемам современной Испании (наиболее заметным исследованием стало исследование фонда Эберта, Германия), проведённом за два предыдущих года, более трети населения Испании (в два раза больше, чем в среднем по ЕС) относят себя к группе риска — к слою населения с наиболее низким уровнем дохода.
В тех же исследованиях рефреном значится ещё более тревожная цифра: более 90% населения обозначают сложившуюся в Испании ситуацию как «чрезвычайную» и обеспокоены социально-экономической ситуацией в целом.
Ещё одну ситуацию, которую немедленно, в кратчайшие сроки должно разрешить правительство Педро Санчеса — это ситуация вокруг Каталонии. Она напрямую связана с социально-экономической ситуацией в стране. Каталония — это не только отражение общей ситуации, но и результат её плохой рефлексии.
1 октября 2017 года каталонский референдум показал, что не менее 2 миллионов граждан выступают за независимость. Но здесь надо иметь в виду, кто были эти два миллиона граждан.
Социальный опрос, проведённый немедленно после референдума, выяснил, что представителями выступавших за независимость регионов были в основном «бедные» муниципалитеты. Надо иметь в виду, что эти «бедные» муниципалитеты — это традиционные каталонские и каталоноязычные поселения традиционалистической части Каталонии, основу которых составили старики-пенсионеры, не говорящие по-испански или плохо говорящие на этом языке.
Должен отметить, что из 42 зарегистрированных на территории автономного сообщества каталонских поселений (комаркас) 36 относятся к категории «бедных», где ВВП на душу населения составляет менее 22 тысяч евро. Это на треть меньше, чем в среднем по стране и более чем на 50% ниже, чем в среднем по Евросоюзу. Богатые комаркас в Каталонии (где более 32 тысяч евро) представляют всего 9% от всех на территории автономного сообщества.
Вплоть до 2015 года по темпам роста бедного населения жители Каталонии уступали только наиболее бедным территориям Испании — Канарским островам, и жителям балиарского архипелага.
Каталония — это всего-навсего отражение той экономической реакции Испании сегодня, результат последствий затягивания разрешения социально-экономических узлов по всей Испании, которая по всем экономическим и социально-экономическим показателям была разрешена в последнюю легислатуру Испанской Социалистической Рабочей партии (ИСРП) в 2011 году.
Большинство «затяжек» обусловлено необъективными факторами, связанными в значительной мере с идеологическими установками правых и консервативных партий и проводимых на их основе социально-экономических политик.