Турецкие мотивы венских классиков: марш, барабан и тарелки

Турецкие мотивы венских классиков: марш, барабан и тарелки

Сегодня Rondo alla Turca Моцарта воспринимается как музыкальная шалость, а во времена композитора это был отзвук великих завоеваний Османской империи на территории Европы. О корнях турецкого поветрия в творчестве венских классиков пытаемся разобраться в этой статье.

Турецкое рондо из Клавирной сонаты №11 В.А. Моцарта в оригинальном переложении для фортепиано и эстрадно-симфонического оркестра.

Турецкое нашествие на европейский мир началось с падения Константинополя в 1453 году. Уже к середине XVI века владение Сулеймана Великолепного охватывало огромную территорию – от Вены до Персидского залива. Конец османского нашествия положила Венская битва, которая состоялась 12 сентября 1683 года после двухмесячной осады Вены. Победу над Османской империей Габсбурги одержали благодаря поддержке Священной лиги.

Союз Священной лиги был организован в 1684 году по инициативе папы Иннокентия XI. В него вошли Священная Римская империя, Венецианская республика и Речь Посполитая. В 1686 году к союзу примкнуло Московское княжество. На стороне союза сражались, например, запорожские казаки.

И. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1891.
И. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1891.

Турецкие войска произвели на Европу неизгладимое впечатление. Одним из мощных психологических факторов воздействия турецкой стороны была… музыка! Военные турецкие оркестры с множеством духовых и ударных инструментов сопровождали завоевание Европы, неизменно приводя армии противника в замешательство.

Войска Европы вскоре начали перенимать опыт янычар. Вскоре все военные оркестры европейских монархий обзавелись большими барабанами и тарелками. Мода на турецкий стиль распространилась и далеко за пределами театров военных действий. Кофе и пряности, свободные наряды из роскошных тканей хлынули в Европу и покорили сердца ее жителей.

В музыкальных кругах турецкий стиль также не остался в стороне. Чтобы воспроизводить звучание турецких военных оркестров «в домашних условиях», производители клавиров усовершенствовали свои инструменты и ввели в них подобие барабана и колокольчика. Для активации этих тембров исполнителю требовалось нажать коленкой специальную педаль, расположенную в нижней части клавиатуры. К слову, знаменитое «Турецкое рондо» Моцарта по свидетельствам современников прекрасно звучало на таком инструменте.

Жан-Батист Люлли (1632 – 1687)
Жан-Батист Люлли (1632 – 1687)

Одним из первых к янычарской тематике в музыке обратился придворный композитор Людовика XIV, яркий представитель французского барокко Жан-Батист Люлли. В его комедии-балете «Мещанин во дворянстве» (1670) есть «Триумфальный марш для турецкой церемонии». Он, по замыслу идейного вдохновителя балета короля Людовика, изображает прибытие турецкой делегации к французскому двору. Идея балета пришла к королю после реальной встречи с турецким посольством в 1669 году. Желая ослепить янычар роскошью своего двора, Людовик явился перед делегацией во всем блеске бриллиантов и мехов. Но послы не оценили нарядов короля и посчитали их недостойными монарха, о чем Людовик узнал после их отбытия. Опера-балет в итоге был решен в комическом ключе и высмеивал турок.

«Триумфальный марш для турецкой церемонии» Ж.-Б. Люлли.

Турецкие мотивы у Моцарта в полной мере реализованы в опере «Похищение из сераля», премьера состоялась в Вене в 1782 году и принесла композитору невероятный успех и признание. По сюжету оперы главная героиня со служанкой попадают в плен к турецкому паше. Возлюбленные похищенных девушек пытаются освободить их, но паша, узнав о горячих чувствах молодых людей, сам отпускает их.

Увертюра к опере «Похищение из сераля» с характерными янычарскими тарелками и большим барабаном.

Не обошел стороной популярную турецкую тему и Людвиг ван Бетховен. В музыке к драматическому спектаклю «Афинские развалины» (1811) он использовал «Турецкий марш», созданный как вариации в 1809 году. Эта небольшая пьеса известна в версии для фортепиано и оркестровой редакции.

В «Турецком марше» Бетховена перед слушателями проходит военная процессия, постепенно растворяясь вдали. Это решено за счет динамики: от пианиссимо к фортиссимо и обратно.

Жанр марша, бой барабана и звон тарелок… Представления европейцев о турецкой музыки были весьма поверхностными и связанными только с военными оркестрами. Композиторы воплотили турецкий стиль в весьма забавных музыкальных миниатюрах, но за их созданием на самом деле стоит великая история сражений и завоеваний.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку