Российские учёные активно противостоят попыткам государства регулировать их усилия по популяризации научного знания, или (как это называется в официальных бумагах) просветительской деятельности. Чиновники хотят внести поправки в закон «Об образовании» и определять, кому и что можно «спускать в массы», какое знание может посеять недовольство современной российской политикой, а какое — нет.
Авторы законопроекта, поступившего на рассмотрение в ноябре 2020 года, винят во всём «антироссийские силы», которые якобы под прикрытием просветительской деятельности стремятся донести до русских людей свои пропагандистские идеи, пересмотреть историю и дискредитировать государственную политику через проведение научно-культурных мероприятий — лекций, выставок, публикаций в прессе и тому подобного. Конечно, под особым вниманием окажутся проекты, финансируемые из-за границы и проводимые с участием иностранных спикеров. В законопроекте также говорится о часто осуществляемой просветителями пропаганде этнической и религиозной ненависти.
Если поправки пройдут (в дополнение к антиэкстремистскому регулированию и законам «Об информации» и «О противодействии экстремистской деятельности»!), то возникнет цензура научно-популярных проектов. Её будут осуществлять Минобрнауки и Минпросвещения, которые получат право лицензирования просветительских мероприятий.
Как писал «Коммерсантъ», замминистра просвещения РФ Андрей Корнеев и замглавы комитета по образованию и науке Госдумы Любовь Духанина полностью поддержали законодательную инициативу.
Президиум Российской академии наук призвал депутатов Госдумы отклонить законопроект. “В России стремительно развивается деятельность по просвещению общества о научных достижениях, и ученые считают эту миссию полезной для всего общества, — цитирует журнал Nature вице-президента РАН Алексея Хохлова. — Предлагаемый закон не поддерживает эту деятельность, но ограничивает её. Любые формы ограничений не способствуют развитию общества».
Сергей Попов, астроном из МГУ имени М. В. Ломоносова, запустил онлайн-петицию против цензуры, собравшую уже более 200 тысяч подписей. Он и его коллеги уверены, что законодательная инициатива предоставит правительству «чрезмерный контроль» над просветительскими мероприятиями.
К аналогичному мнению пришёл Михаил Гельфанд, преподаватель биологии в Московском Центре естественных наук Сколтеха и член лондонской Academia Europaea. «Мне нужно будет выпрашивать согласие каждый раз, когда я хочу пригласить иностранного лектора на встречу или летнюю школу», — говорит он.
Трудно не согласиться с тем, что предлагаемые поправки наступают на конституционное право каждого россиянина — право на свободу слова. Человек ещё не совершил правонарушения и не собирается этого делать, а он должен будет сверить свои будущие действия и высказывания на предмет их возможного несоответствия с законами и государственной политикой. Свои, но и тех, которых он пригласит к участию в мероприятиях.
Сегодня в России официальная наука жёстко регламентируется во время публичных лекций и официальных высказываний. К преподавателю ВУЗа на лекции приходят проверяющие, о его «лишних» словах сообщается руководству ВУЗов, а его публикации подлежат утверждению в «ареопаге» — научной комиссии, которая не пропустит «неблагонадёжных» книг и статей. Единственной возможностью для свободного научного слова была та самая популяризация знаний на неспециализированных площадках, которую хотят прикрыть чиновники.
Если не противостоять нововведениям, как совершенно правильно делают научные мужи, российская наука снова окажется в полной изоляции: как от мирового научного сообщества, так и от русской интеллигенции, которая всегда стремится узнавать о научной мысли. Интересующиеся наукой люди перестанут получать нужные им знания, зато у них не будет авторитетных аргументов для критики власти. Безграмотными людьми управлять куда проще, чем просвещённым обществом.