В их руках контрабас пел как скрипка: три гения из трех эпох

В их руках контрабас пел как скрипка: три гения из трех эпох

Большой, грубый, неповоротливый? По воспоминаниям современников в руках этих исполнителей контрабас пел как скрипка. О трех гениях самого большого струнного инструмента и том, где сегодня послушать солирующий контрабас – рассказываем в этом материале.

Доменико Драгонетти (1763 – 1846)
Доменико Драгонетти (1763 – 1846)

Доменико Драгонетти (1763 – 1846) – итальянский контрабасист и композитор из Венецианской республики стал первым музыкантом, выведшим контрабас на музыкальную сцену как солиста. С детских лет Доменико учился играть на скрипке и виолончели, а вскоре стал осваивать самый крупный струнный инструмент и достиг в этом большого мастерства. За это власти Венецианской республики передали музыканту прекрасный инструмент мастера Гаспаро да Сало, который стал настоящим другом музыканта и его верным спутником.

В 31 год Доменико Драгонетти покинул Венецию и продолжил свой творческий путь в Англии, где играл в оркестре театра Итальянской оперы. В Лондоне Драгонетти имел возможность познакомиться с выдающимися музыкантами своего времени. Вероятно, для Драгонетти написан Концерт для контрабаса и оркестром Йозефа Гайдна – музыканты познакомились в 1795 году во время лондонской поездки Гайдна и продолжали общаться вплоть до смерти великого венца. Высоко талант контрабасиста ценил Бетховен. Вдохновившись выразительными возможностями контрабаса, он включил его сольные эпизоды в Пятую и Девятую симфонии. Кроме того артист был знаком с виртуозом Никколо Паганини.

Драгонетти стал первым широко известным контрабасистом. Его виртуозное владение инструментом приводило публику в неимоверный восторг. Музыкант без труда исполнял на контрабасе сложнейшие скрипичные партии, а верный «Гаспаро» наполнял музыкальные залы удивительно сочным и богатым звуком. Сейчас этот инструмент хранится в Венеции в базилике Сан-Марко.

Джованни Боттезини (1821 – 1889)
Джованни Боттезини (1821 – 1889)

Джованни Боттезини (1821 – 1889) стал контрабасистом по воле случая. Родившись в музыкальной семье, он с ранних лет учился играть на духовых и скрипке. Но в Миланской консерватории, куда Боттезини поехал поступать в 1835 году, были свободные места только в класс фагота или контрабаса. Молодой музыкант сделал выбор в пользу второго.

Сольные выступления на контрабасе прославили Боттезини на всю Европу, закрепив за ним славу «Паганини контрабаса». Он выступал в Европе, Лондоне, Америке и параллельно работал в оркестре оперного театра Венеции. Страсть к опере определила дальнейшую карьеру музыканта: во второй половине жизни он сосредоточился на оперном дирижировании. Например, под его управлением прошла премьера оперы Джузеппе Верди «Аида» в 1871 году в Каире.

Другая часть творческой деятельности Боттезини была посвящена композиции. Кроме многочисленных опер, которые ставились в европейских театрах, он писал камерную музыку и сочинения для солирующего контрабаса. Многие из них по сей день являются классикой контрабасового репертуара и украшением концертных программ.

Концерт для контрабаса и оркестра №2 Джованни Боттезини прозвучит в Большом зале Московской консерватории 30 июня. Соло на контрабасе исполнил солист камерного оркестра «Виртуозы Москвы» Леонид Бакулин, оркестровое сопровождение – ансамбль Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского. Также в программе цикл Вивальди «Времена года», солист – Леонид Железный.

Сергей Кусевицкий (1874 – 1951)
Сергей Кусевицкий (1874 – 1951)

Сергей Кусевицкий (1874 – 1951) дебютировал как контрабасист в оркестре Большого театра и быстро завоевал славу блестящего исполнителя на этом весьма редком в качестве сольного инструменте. В 1905 году он женился на дочери мецената Ушкова и, получив за нее солидное приданое, ушел из театра и начал самостоятельную карьеру как дирижер, издатель и продюсер. Сергей Кусевицкий дирижировал премьера произведений Скрябина, Стравинского, Прокофьева, Копленда и Бернстайна. С 1923 года проживал США, где 25 лет стоял во главе Бостонского симфонического оркестра.

Сергей Кусевицкий написал целый ряд произведений для контрабаса, включая знаменитый Концерт. Большая занятость в качестве дирижера и музыкального деятеля не позволила Сергею Кусевицкому уделять много времени контрабасу, но его вклад в популяризацию инструмента был огромен.

Адажио для пяти контрабасов Михаила Плетнева прекрасно передает ту певучую мощь, что таится в этом инструменте. Исполняет квинтет контрабасов Российского Национального оркестра: Рустем Габдуллин, Геннадий Крутиков, Сергей Корниенко, Григорий Кротенко и Леонид Бакулин (запись 2004 года).

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку