8-10 ноября 2017 года в Москве состоится специализированная выставка Denkmal по сохранению и реставрации памятников культуры. Мероприятие, посвященное реставраторам, пройдет в выставочном комплексе «Гостиный двор» в Москве.
Важной частью выставки станет Стенд Российского реставрационного сообщества Министерства культуры Российской Федерации. На нем появится возможность увидеть результаты работы лучших реставраторов России за последние годы. Всего будет представлено 34 реставраторских коллектива и продукты их деятельности – фасады, деревянные сооружения, интерьеры старых построек, живописные полотна, иконы, посуда, ковры, музыкальные инструменты, книги, скульптура и декоративные предметы обихода. Лучшие реставраторы России расскажут о техниках реставрации, тонкостях восстановлениях редких вещей – старинных фотографий, тканей, музыкальных инструментов и старопечатных книг.
Историческая справка
Люди до эпохи Возрождения не сильно интересовались сохранностью устаревших предметов и сооружений. Если что-то приходило в негодность, то это выбрасывали, разрушали и создавали что-то новое. Но во времена Ренессанса возрос интерес к античной культуре, к наработкам прошлого, начался интерес к истории и её памятникам.
В XVIII веке произошел резкий скачок развития естественных наук, стали проводится археологические раскопки. В начале XIX века уже осуществлялись первые попытки реставрации находок.
Одним из первых выдающихся реставраторов прошлого можно назвать Джузеппе Валадье, сделавшего восстановление арки Тита в Риме на таком уровне, что его не превзошли многие последующие реставрации. Этот тип восстановления памятников не ставил целью воспроизвести в точности древность, он проводился уже из других материалов, применяемых в эпоху реставрации, и что-то даже делалось заново.
В середине XIX века Эжен Виоле-ле-Дюк ввел такое понятие, как стилистическая реставрация. При такой работе старались превзойти предыдущие наработки и не просто восстановить, а привнести что-то, что соответствовало бы стилю произведения для его законченности, доработать.
В наше время практикуется более правильной считается археологическая реставрация, которая развилась позже. На ней настаивал и Игорь Эммануилович Грабарь, знаменитый художник и реставратор советского периода, который выделил 2 обязательных этапа реставрации – раскрытие и восстановление. Первый заключается в изучении всех слоев произведения, выявлении их отличий по датам создания и по используемым материалам. Второй – восстановление каждого слоя с помощью соответствующего материала.
Относительное и обязательное в реставрации
Неправильно произведенная реставрация может полностью разрушить раритетные шедевры. Если старинные фасады восстанавливать с помощью современных материалов, то они только быстрее начнут ветшать и распадаться. Поэтому для восстановления произведений прошлых веков необходимо тщательно подбирать сырье и соблюдать поэтапную технологию реставрационных работ.
Но и к правильной реставрации есть разные подходы. У реставраторов-современников иногда возникает дилемма по поводу восстановления изначальных версий произведений. Так, например, на счет реставрации старых картин, на которых успел пожелтеть слой лака. С одной стороны, это придает полотнам теплую гамму, приглушая оттенки синего, с другой стороны – полностью меняет цветовосприятие произведения, четкость отображения его деталей. Некоторые реставраторы пытаются сохранить эти изменения, а другие беспощадно удаляют слой авторского лака и после реставрационных работ красочного слоя, наносят новый шар лака.
Чтобы восстановить тот или иной предмет или сооружение, мы должны знать, как оно выглядело изначально.
Нам и нескольким прошлым поколениям привычно видеть античные статуи монохромными. Поразительно, но только недавно с помощью ультрафиолета определили, что на античных скульптурах есть краска, то есть, что они были созданы цветными. Но в те века, когда были обнаружены эти находки, еще не было подобных технологий, и сама реставрация не была развита как отдельная отрасль.
Что должен уметь реставратор
Реставрация – это довольно кропотливая работа, требующая аккуратности и наметанного глаза. Так, например, для восстановления старинной книги требуется произвести промывку каждого ее листа по отдельности, разрывы и вырванные куски склеить с помощью фильмопласта, клеевого раствора и кусочков бумаги этой же книги, либо того же периода и соответствующего цвета. Мастер-реставратор должен обладать не только необходимыми знаниями, но и качествами характера. У него уже должна быть наметана рука на подобной работе: сперва на антикварных находках в собственном чулане, у знакомых, желательно не очень древних и без особой исторической ценности. Только после успешных результатов по реставрации такого рода произведений, его можно допускать к серьезным проектам.
Хорошие реставраторы востребованы. Их услуги необходимы для музеев и коллекционеров старины, меценатов, занимающихся восстановлением старинных сооружений. Они могут заказывать как реконструкцию, так и консервацию произведений. В первом случае производится полное или частичное восстановление предмета, во втором – применяются меры по сохранности его оригинального вида. Если музейный экспонат начал сильно разрушаться и даже реставрация ненадолго поможет этому, то после восстановительных работ, его перемещают в консервирующие условия. Если эти условия мешают экспонировать его, то делается копия этого произведения, которая заменит его в выставочной коллекции. Знаний и навыков хороших реставраторов достаточно для того, чтобы сделать хорошую копию, которую трудно будет отличить от оригинала. Этим могут воспользоваться коллекционеры, которые могут пополнить свое собрание копией того предмета старины, которые никогда не будет выставлен на продажу. Естественно, выдавать его за оригинал при перепродаже нельзя – это противоречит закону и нормам морали.
Используя дар реставратора во благо, мы сможем сохранить историю наших прапрадедов для следующих поколений, и дольше наслаждаться шедеврами прошлых эпох.