Вслед за Венгрией в другой стране Вышеградской четверки политический курс сменился на консервативный, близкий к России. Кошмаром Запада является то, что новый кабинет Словакии принялся за перестановки в культуре — в сфере, через которую европейская идеология могла воздействовать на общественное мнение в стране.
Но кажется, что народ, голосовавший за лидеров, обещавших прекратить поддержку Украины, захочет больше видеть и слышать словацких и близких к ним славянских произведений.
Правый министр культуры страны Мартина Шимковичова попала под обстрел западной прессы, когда уволила директора старейшего и важнейшего театра страны — Национального театра Словакии Матея Дрличку, а днем ранее сменила руководство Словацкой национальной галереи.
По аналогии с Россией, это как поставить новых руководителей Большого театра и Третьяковской галереи. Что, кстати, совсем недавно было сделано в нашей стране. Ничто так красноречиво не свидетельствует о серьёзности и долгосрочности идейных сдвигов, как обострившийся кадровый вопрос в культуре.
Матею Дрличке не сказали о непродлении контракта, он не заявил об уходе по собственному желанию. Расставание с известным либеральным и проевропейским деятелем культуры произошло, как бы мы сказали, «по статье». Его обвинили в чремерной политической активности в ущерб основной — организационной, просветительской функции учреждения. Более того, отмечалось, что он слишком откровенно отдавал предпочтение зарубежным певцам, хотя должен был поддерживать национальных актёров.
Матей Дрличка закончил Братиславскую консерваторию, но, как и множество больших музыкантов, совершенствовал образование во французской Ницце и на крупнейших оперных площадках мира. Основанное им агентство проводит социальные и корпоративные мероприятия государственного и межгосударственного масштаба, такие как Экспо 2015, Оперный бал, Братиславский бал, вручение наград Фонда Tatrabanka, новогодний музыкальный фейерверк к 20-летию Словацкой Республики, Международный саммит НАТО и многие другие. Замыкаться на национальном уровне — явно не масштаб Дрлички.
Противники кабинета премьер-министра Роберта Фицо не преминули обвинить его в попустительстве ущемлениям свободы самовыражения деятелей культуры, сам Дрличка антиправительственными заявлениями подлил масла в огонь.
Тем не менее, выбирая кандидатуру бывшей телеведущей на пост министра культуры, Фицо знал о её откровенных взглядах на миграцию, семью и прочее, что идёт в разрез с общеевропейскими «прогрессивными» воззрениями. Одним из первых действий Шимковичовой на посту было возобновление культурных связей с Россией, прерванных после начала спецоперации на Украине в 2022 году.
Словакия взяла курс на сближение с нашей страной, чему не радоваться нельзя. Кроме того, важно, что уже половина (вместе с Венгрией) активной политичски Вышеградской четверки ориентируется на Россию, в том числе в культурном плане.