«В весеннем порыве»: Роберт Шуман о своей первой симфонии

«В весеннем порыве»: Роберт Шуман о своей первой симфонии

Свою первую «Весеннюю» симфонию Роберт Шуман создавал в пору мощного прилива вдохновения: долгожданная женитьба на возлюбленной Кларе Вик стала порой истинного счастья – в жизни и творчестве.

Клара и Роберт Шуман
Клара и Роберт Шуман

Свою Первую симфонию Роберт Шуман создал в период небывалого прилива творческих сил – набросок произведения композитор завершил всего за 4 дня. Источником вдохновения для композитора стало стихотворение немецкого поэта Адольфа Бёттгера, отрывок из которого композитор намеревался сделать эпиграфом к симфонии, но перед изданием отказался от этой идеи.

Если бы вы могли внушить вашему оркестру при исполнении некоторое томление по весне! Именно это я главным образом и испытывал, когда писал ее.

Роберт Шуман

Причиной небывалого подъёма душевных сил стало долгожданное разрешение многолетней войны Роберта Шумана за личное счастье. 12 сентября 1840 года он обвенчался со своей возлюбленной Кларой Вик – талантливой пианистке, слава о которой облетела всю Европу.

История любви Роберта и Клары Шуман достойна стать сюжетом для романа или фильма. Их знакомство состоялось в Лейпциге, в доме отца девушки, знаменитого педагога Фридриха Вика. К нему в 1828 году молодой Роберт Шуман приехал в качестве ученика, рассчитывая сделать карьеру концертирующего пианиста. Юноша поселился в доме Виков, завязав дружбу с детьми учителя. Среди них была 9-летняя Клара, девочка-вундеркинд. С 11 лет она выступала с публичными концертами и по мечтаниям отца должна была стать одной из ярчайших пианистов своего времени.

Фридрих Вик
Фридрих Вик

Завязавшиеся между молодыми людьми романтические отношения ставили эту перспективу под угрозу. Фридрих Вик был непреклонен в своем решении разлучить Роберта и Клару. В 1837 году возлюбленные тайно обручились, Фридрих Вик пытался оспорить факт соединения молодожёнов через суд, так как не давал своего согласия на брак. Только в 1840 году молодые люди, наконец, обрели счастье  и смогли начать семейную жизнь.

Окрылённый любовью, Роберт Шуман в течение года после женитьбы написал 140 песен и создал свою первую симфонию «в том весеннем порыве, который способен охватывать человека вплоть до глубокой старости и всякий раз по-новому».

Источником вдохновения была не только любовь. В это время Шуман знакомится с симфониями выдающихся романтиков – Шуберта и Мендельсона. Последнюю до мажорную симфонию Франца Шуберта Шуману показал брат композитора, скоропостижно ушедшего из жизни в 1828 году. Благодаря инициативе Шумана она была впервые исполнена в Лейпциге оркестром, за дирижерским пультом которого стоял Феликс Мендельсон. Симфонии последнего, в особенности Итальянская и Реформационная, также были в поле зрения Шумана в эти годы. Их гармоничность, классическая ясность восхищали его и стали отчасти причиной сменой стиля – от бунтарского к более сдержанному и уравновешенному.

Четырехчастная симфония в первоначальном плане имела названия для частей. Первая часть – «Начало весны» — своей легкостью и грациозностью напоминает первые части классических симфоний. Медленную вторую часть с подзаголовком «Вечер» можно назвать песней без слов, соло в которой поют скрипки и валторна. Скерцо, изначально озаглавленное «Веселые забавы», рисует жанровые картины. Финал симфонии – «Весна в разгаре» — вновь возвращает образы первой части, вплетая в них трели птиц, призывы охотничьих рогов и триумфальное торжество всех сил, разбуженных весной.

«Весенняя» симфония Роберта Шумана в исполнении Венского филармонического оркестра под управлением Леонарда Бернстайна

С первым днём весны! Пусть она будет такой же вдохновенной, как Первая симфония Роберта Шумана!

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку