Пока эксперты гадают, на сколько упадёт российский рубль, известный экономист Валентин Катасонов предлагает смотреть глубже на текущую экономическую ситуацию, где судьба валюты тесно связана с беззаконием. Речь идёт в прямом смысле о нарушении Основного закона России вследствие безответственности чиновников.
В числе факторов, влияющих на ослабление рубля, разными экспертами называются факторы рынка, такие как повышенный спрос на валюту, требующуюся российским покупателям уходящих западных компаний. Называются и конкретные покупатели — например, «Магнит», который, в свою очередь, отверг обвинения во влиянии на курс валюты в РФ.
У всех, кто следит за экономической ситуацией в России, есть понимание того, что она не столько подвластна законам рынка, сколько желаниям «наверху». Так и про курс валюты часто говорят: как захочет Центробанк, так и будет.
О том, что ослабление российской валюты связано со спекулятивными процессами и является следствием политики Банка России, заявляет глава Центра политэкономических исследований Василий Колташов, который видит возможность для ближайшего ослабления национальной валюты до 120 рублей в день. Эксперт связывает это с политикой главы Минфина Антона Силуанова и главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной.
Если первое ведомство находится в подчинении российского правительства и выполняет поставленные ему задачи (такие, как создание оптимальных условий для российских экспортёров, которым выгодно ослабление рубля), то второе представляет собой независимое (перед властью и законом) учреждение, хотя его капитал и имущество принадлежит РФ.
Валентин Катасонов говорит, что проблема курса рубля лежит в фундаментальных правовых основах. Так, если в ст. 75 Конституции России написано, что задачей ЦБ РФ является охрана рубля и обеспечение его устоев независимо от других органов государственной власти, то в нарушение этого сам Банк России считает своей обязанностей исключительно поддержание уровня (таргетирование) инфляции. Привлечь же к суду ведомство и его главу — Эльвиру Набиуллину, нельзя — Центробанк не подвластен не только правительству, но и Счётной палате, и прокуратуре. Поэтому рубль и плавает свободно, в соответствии с политикой ЦБ.
«Я даже помню, — говорит эксперт, — депутат Госдумы Евгений Фёдоров очень напрягся и направил запросы в прокуратуру по поводу того, на каком основании госпожа Набиуллина отказывается от исполнения Конституции РФ. И пришёл ответ: Центробанк не находится в компетенции нашего ведомства… Контролируют организацию через разные институты, такие как МВФ, хозяева денег».
В результате товары на российском рынке, половина из которых представляет собой импорт (включая импортозамещённые), при снижении курса рубля дорожают и подгоняют ту самую инфляцию, которую таргетирует Центробанк.
«Я считаю, что это вообще спектакль Центробанка, — говорит Валентин Катасонов. — Госпожа Набиуллина уже 10 лет таргетирует инфляцию — нарушение баланса между товарной и денежной массой. Ещё мои профессора говорили о том, что самый правильный способ ликвидации инфляции — это увеличение товарной массы, приведение в норму баланса с помощью товарной массы».
Но это вопрос уже не к ЦБ, хотя его Конституция и обязывает заниматься обеспечением устойчивости рубля. Нельзя сказать, чтобы правительство не могло снизить эффект, о котором говорит уважаемый эксперт и его коллеги. Например, правительство может обязать экспортёров продавать валютную выручку, усовершенствовать налоговую систему в пользу производителей, поддержать их дешёвыми кредитными средствами. Но почему-то оно если и делает это, то только направленно воздействуя на крупный бизнес, забывая о потребителях и МСП.
Катасонов вспоминает также ст. 114 Конституции РФ, обязывающую правительство разрабатывать денежно-кредитную политику страны. «Вы, ребята, должны держать весло или даже два весла, — говорит он. — А почему Набиуллина держит весло? А где вы в этой самой лодке?».
Вот и выходит из слов Валентина Катасонова, что ситуацию с рублём создаёт беззаконие — прямое нарушение Основного закона на самом высоком федеральном уровне. К слову сказать, правительство по закону подчинено президенту РФ, который, пожалуй, один может разобраться в выявленных экспертами противоречиях.