Вдова Яна ван Эйка — автор первой в Европе лотереи

Вдова Яна ван Эйка - автор первой в Европе лотереи

Ян ван Эйк (ок. 1390 — 1441) — фламандский художник поздней готики, который  прославился не только выдающимся талантом и умом, но также предприимчивостью и изобретательностью.

Он родился на территории нынешнего Лимбурга (Бельгия), правителем которой был принц-епископ Льежа Жан Баварский, ставший первым покровителем талантливого юноши до своей смерти в 1417 году.

Первое письменное упоминание о профессиональной деятельности Яна ван Эйка относится к 1422 году, когда он — младший брат Губерта ван Эйка, уже был придворным живописцем и камердинером Иоанна III Баварского в Гааге.

Коллеги-современники из гильдии косо, но с уважением поглядывали на успешного Яна ван Эйка: он работал только на высочайший заказ и не творил по правилам, которые предписывало ремесло. В дальнейшем на него стали ориентироваться: новатор от живописи оказал фундаментальное влияние на фламандских художников второй половины XV- начала XVI веков.

Ян ван Эйк, Мужской портрет (автопортрет), 1433
Ян ван Эйк, Мужской портрет (автопортрет), 1433

Ян ван Эйк был не чета рядовым живописцам. Он был убеждённым гуманистом, владел латынью и греческим, обладал разносторонними познаниями в истории, богословии и астрономии, проявлял интерес к хронограммам и палеографии. Отсюда характерный для творчества художника скрытый символизм, который видели самые тонкие современники и сегодня понимают редкие потомки.

Историк Джорджо Вазари считал Яна ван Эйка отцом масляной живописи, настолько много инноваций он в неё внёс; однако его полумагическое мастерство в плане освещения, фактуры материалов приписывал алхимии.

Художник Альбрехт Дюрер считал его живописный сборник «Поклонение таинственному Агнцу» «самой красивой и всеобъемлющей картиной», а короли доверяли ван Эйку деликатные дипломатические миссии, в том числе писать портреты будущих жён.

После смерти первого покровителя, 19 мая 1425 года Ян переезжает в качестве придворного художника Филиппа III Доброго в Брюгге, где в 1430 году оседает окончательно (не считая путешествий): все его известные живописные произведения относятся к периоду жизни в этом городе.

Ян ван Эйк пользуется особым расположением Филиппа, выполняет секретные миссии и участвует в делегации по устройству третьего брака покровителя сначала с Элизабет д’Уржель, а затем с Изабеллой Португальской. Художник с этой целью пишет портрет принцессы на выданье, который предопределит окончательное согласие графа на брак. Миссия удалась — свадьба состоялась 10 января 1430 года.

Клиентами Яна ван Эйка также были выдающиеся личности, связанные с бургундским двором: кардинал Никколо Альбергати и богатые итальянские купцы, такие как банкир из Лукки Джованни Арнольфини — герой знаменитой картины художника «Супруги Арнольфини».

Маргарита ван Эйк
Маргарита ван Эйк

Художник не спешит связывать себя брачными узами, но едва в 1432 году покупает собственный дом, женится на девушке на 16 лет моложе себя по имени Маргарита. В этом браке родятся двое детей. Крестным отцом первенца стал покровитель художника, который подарил ему шесть серебряных кубков.

О происхождении Маргариты мало что известно, но судя по её сохранившимся портретам, женщина принадлежала к дворянским, хотя и не аристократическим кругам. Она носит элегантное и недешевое красное шерстяное платье с серой меховой подкладкой (в средневековый период мех часто использовался для обозначения женской сексуальности и достатка), это, пожалуй, главное, что мы знаем о ней.

Нововведения Яна ван Эйка нередко были образцом коммерческой смекалки. Так, он первым из художников стал изображать дарителей на религиозной живописи.

Понимая собственную значимость и ценность своих работ, Ян стал одним из первых фламандских художников, подписавших и датировавших свои картины в рамах, которые тогда воспринимались как неотъемлемая часть произведения.

Под стать ему была и жена.

После смерти Яна город Брюгге обеспечил дочь художника приданным для поступления в монастырь Санта-Агнес-де-Маасейк и предоставил Маргарет скромную пенсию как его вдове. Согласно записям, по крайней мере часть полученных от Брюгге денег была вложена в лотерею, которая была организована 24 февраля 1464 года.

Маргарита провела рекламную кампанию по продаже доставшихся ей картин покойного мужа, продав билеты на аукцион, и сумела выручить гораздо больше, чем если бы нашла покупателей.

Как именно распределялись затраты и выручка неизвестно, но вскоре идея вдовы ван Эйка была взята на вооружение в высшем обществе, которое стало использовать такую форму сбора средств для покрытия крупных личных и государственных расходов.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку