Ян ван Эйк (ок. 1390 — 1441) — фламандский художник поздней готики, который прославился не только выдающимся талантом и умом, но также предприимчивостью и изобретательностью.
Он родился на территории нынешнего Лимбурга (Бельгия), правителем которой был принц-епископ Льежа Жан Баварский, ставший первым покровителем талантливого юноши до своей смерти в 1417 году.
Первое письменное упоминание о профессиональной деятельности Яна ван Эйка относится к 1422 году, когда он — младший брат Губерта ван Эйка, уже был придворным живописцем и камердинером Иоанна III Баварского в Гааге.
Коллеги-современники из гильдии косо, но с уважением поглядывали на успешного Яна ван Эйка: он работал только на высочайший заказ и не творил по правилам, которые предписывало ремесло. В дальнейшем на него стали ориентироваться: новатор от живописи оказал фундаментальное влияние на фламандских художников второй половины XV- начала XVI веков.

Ян ван Эйк был не чета рядовым живописцам. Он был убеждённым гуманистом, владел латынью и греческим, обладал разносторонними познаниями в истории, богословии и астрономии, проявлял интерес к хронограммам и палеографии. Отсюда характерный для творчества художника скрытый символизм, который видели самые тонкие современники и сегодня понимают редкие потомки.
Историк Джорджо Вазари считал Яна ван Эйка отцом масляной живописи, настолько много инноваций он в неё внёс; однако его полумагическое мастерство в плане освещения, фактуры материалов приписывал алхимии.
Художник Альбрехт Дюрер считал его живописный сборник «Поклонение таинственному Агнцу» «самой красивой и всеобъемлющей картиной», а короли доверяли ван Эйку деликатные дипломатические миссии, в том числе писать портреты будущих жён.
После смерти первого покровителя, 19 мая 1425 года Ян переезжает в качестве придворного художника Филиппа III Доброго в Брюгге, где в 1430 году оседает окончательно (не считая путешествий): все его известные живописные произведения относятся к периоду жизни в этом городе.
Ян ван Эйк пользуется особым расположением Филиппа, выполняет секретные миссии и участвует в делегации по устройству третьего брака покровителя сначала с Элизабет д’Уржель, а затем с Изабеллой Португальской. Художник с этой целью пишет портрет принцессы на выданье, который предопределит окончательное согласие графа на брак. Миссия удалась — свадьба состоялась 10 января 1430 года.
Клиентами Яна ван Эйка также были выдающиеся личности, связанные с бургундским двором: кардинал Никколо Альбергати и богатые итальянские купцы, такие как банкир из Лукки Джованни Арнольфини — герой знаменитой картины художника «Супруги Арнольфини».

Художник не спешит связывать себя брачными узами, но едва в 1432 году покупает собственный дом, женится на девушке на 16 лет моложе себя по имени Маргарита. В этом браке родятся двое детей. Крестным отцом первенца стал покровитель художника, который подарил ему шесть серебряных кубков.
О происхождении Маргариты мало что известно, но судя по её сохранившимся портретам, женщина принадлежала к дворянским, хотя и не аристократическим кругам. Она носит элегантное и недешевое красное шерстяное платье с серой меховой подкладкой (в средневековый период мех часто использовался для обозначения женской сексуальности и достатка), это, пожалуй, главное, что мы знаем о ней.
Нововведения Яна ван Эйка нередко были образцом коммерческой смекалки. Так, он первым из художников стал изображать дарителей на религиозной живописи.
Понимая собственную значимость и ценность своих работ, Ян стал одним из первых фламандских художников, подписавших и датировавших свои картины в рамах, которые тогда воспринимались как неотъемлемая часть произведения.
Под стать ему была и жена.
После смерти Яна город Брюгге обеспечил дочь художника приданным для поступления в монастырь Санта-Агнес-де-Маасейк и предоставил Маргарет скромную пенсию как его вдове. Согласно записям, по крайней мере часть полученных от Брюгге денег была вложена в лотерею, которая была организована 24 февраля 1464 года.
Маргарита провела рекламную кампанию по продаже доставшихся ей картин покойного мужа, продав билеты на аукцион, и сумела выручить гораздо больше, чем если бы нашла покупателей.
Как именно распределялись затраты и выручка неизвестно, но вскоре идея вдовы ван Эйка была взята на вооружение в высшем обществе, которое стало использовать такую форму сбора средств для покрытия крупных личных и государственных расходов.