Венец Большого зала консерватории: орган Cavaillé-Coll

Венец Большого зала консерватории: орган Cavaillé-Coll

Большой зал Московской консерватории – мировой храм академической музыки. Потрясающая акустика, впечатляющая отделка и аккумулированная здесь энергетика лучших музыкантов мира делают этот зал настоящей Меккой для меломанов. Восхитительный зал венчает орган парижской фирмы «A. Cavaillé-Coll» – один из лучших инструментов мира. Об истории этого органа и участии в ней Петра Ильича Чайковского расскажем далее.

Орган для нового зала

Идея строительства большого концертного зала для Московской консерватории принадлежала Василию Ильичу Сафонову. Один из наиболее ярких музыкальных деятелей России, дирижер, пианист, соратник Чайковского, он возглавлял консерваторию в 1889 – 1905 годах. Сафонов обладал прекрасными организаторскими и административными талантами и вывел Московскую консерваторию на уровень учебного заведения мирового масштаба.

Для финансового сопровождения грандиозного проекта строительства нового архитектурного ансамбля Сафонов привлек столичных меценатов. Зал оснащался по последнему слову техники и моды: шикарная меблировка, лепнина, портреты выдающихся композиторов и обязательно «наилучший орган».

Активное участие в поиске подходящего инструмента принял Петр Ильич Чайковский Вовремя поездки в Париж в церкви Сан-Сюльпис композитор слушал выступления французского органиста и композитора Шарля Мари Видора. Далее Видор выступал в России, в том числе в Москве. Знакомство и общение двух мэтров стало отправной точкой для рождения московского органа. Видор крайне рекомендовал Чайковскому и дирекции консерватории обратиться к заказом на строительство инструмента к французскому мастеру Аристиду Кавайе-Коле. Его инструменты, как считал Видор, наиболее подходят под звучание русской музыки.

Основное богатство органа – его трубы. Только часть из них видна на фасаде инструмента. Выполненные из металла и дерева, они спрятаны в корпусе органа. У московского Кавайе-Коля 3136 труб, а также 16 декоративных труб на верхнем ярусе в центральной части фасада.
Основное богатство органа – его трубы. Только часть из них видна на фасаде инструмента. Выполненные из металла и дерева, они спрятаны в корпусе органа. У московского Кавайе-Коля 3136 труб, а также 16 декоративных труб на верхнем ярусе в центральной части фасада.

Строительство органа и первый триумф

Работа над новым инструментом шла два года и была завершена в 1899 году. Аристид Кавайе-Коль не увидел свое последнее творение в полном великолепии – он скончался в октябре до того момента, как инструмент впервые собрали в зале органной фирмы. Работу мастера продолжил его ученик Шарль Мютен.

К тому моменту, как орган был готов к установке, зал находился на активном этапе строительства. Монтировать там инструмент было слишком рано. А длительное складирование в коробках грозило порчей элементов. Решение было найдено с поистине русским размахом и смекалкой.

Временным пристанищем для нового инструмента стала … Всемирная Парижская выставка 1900 года. Орган установили на втором этаже Парадного зала России и организовали концерт с привлечением лучших органистов Франции: Шарля Мари Видора, Александра Гильмана, Луи Вьерна, Эжена Жигу. Эффект был подобен разорвавшейся бомбе. Великолепный орган получил «Гран-при» и Золотую медаль выставки и уже тогда был назван одним из лучших органов мира.

Орган в Москве

Третий и последний монтаж Кавайе-Коле был произведен в Москве в достроенном здании Большого зала Консерватории. Работу курировал сам Видор. Он же исполнил на этом инструменте первый концерт 11 апреля 1901 года. Прозвучала премьера его Пятой органной симфонии.

Органные произведения Шарля Мари Видора – одна из вершин мировой музыки. Наполненная энергией движения и создания Токката из финала Пятой симфонии впервые прозвучала в Большом зале Московской консерватории на органе Кавайе-Коле. Добиться эффекта полнозвучности помогает конструкция инструмента – подключая к клавиатуре дополнительные регистры (трубы), исполнитель получает небывалую звуковую мощь. Не забудем, что при игре на органе также задействована педаль – клавиатура для ног.

Общая стоимость инструмента составила более 45 тысяч рублей. Все средства пожертвовали меценаты, а наибольший вклад сделал предприниматель Сергей фон Дервиз. Меценат оказывал Московской консерватории большую материальную поддержку, был близок со многими преподавателями, брал частные уроки фортепиано и композиции. Имя Дервиза увековечено на фасаде органа Кавайе-Коле.

Кафедра органа вынесена вперед и исполнитель играет лицом к публике. Орган Большого зала консерватории имеет три мануала (клавиатуры для рук). На фасаде органа мы видим надпись «Даръ С.П. фонъ Дервиза».
Кафедра органа вынесена вперед и исполнитель играет лицом к публике. Орган Большого зала консерватории имеет три мануала (клавиатуры для рук). На фасаде органа мы видим надпись «Даръ С.П. фонъ Дервиза».

С момента установки орган регулярно совершенствовали и ремонтировали, поддерживая его в отличной форме. До 1913 года воздух в меха накачивали четыре рабочих, потом для этих целей установили электрический мотор, а сам орган для работы стали включать в обычную розетку.

Насладиться звучанием великолепного Кавайе-Коле в ближайшее время можно на концерте студентов и ассистентов стажеров кафедры органа и клавесина Московской консерватории 29 марта.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку