Венесуэла в последние месяцы удивила мир тем, что имея огромные запасы нефти позарилась на «черное золото» маленького соседа — Гайаны. Проблема в том, что эту нефть ввиду санкций весьма трудно реализовать. Ещё неделю назад казалось, что Латинскую Америку будет сотрясать война, но, похоже, Венесуэле удалось убить сразу двух зайцев: и найти партнёров по нефтяным проектам, и договориться с соседом о недопущении войны.
За десять лет ВВП бывшей нефтяной державы, жаждущей нефтеносного региона Эссекибо, рухнул на 85%. В Венесуэле нарушена социальная инфраструктура, её колышет и трудно было бы изыскать средства на войну. Тем не менее, режим потратился на дорогостоящий референдум с целью получения одобрения населения относительно конфликта, и стал стягивать поближе к границе войска.
Стремясь обеспечить поставки черного золота и сохранить стабильность в Латинской Америке, Вашингтон внимательно следил за ходом переговоров и параллельно вёл с венесуэльцами свои. США имели в месторождениях прямой интерес, поскольку разработки велись за их счёт. Меньше всего американцам хотелось отдать крупнейшие запасы нефти мира в руки нестабильного и трудного в переговорах правительству Венесуэлы, с которым с таким трудом удалось договориться Chevron Corp.
В результате на помощь пришёл Евросоюз, ворота которому открыло достигнутое в октябре соглашение об ослаблении санкций, и возобновил контракты в Венесуэле. 18 декабря 2023 года в Каракасе министр нефти страны Педро Теллечеа в интересах государственной компании PDVSA и руководитель отдела разведки и добычи испанской компании Repsol Франсиско Хеа подписали соглашение, которое предоставляет испанцам больший операционный и финансовый контроль над нефтяными месторождениями Венесуэлы (Petroquiriquire Occidente и Oriente). Их счастливые, довольные лица — на фото в начале статьи. А накануне контракт с венесуэльцами подписала французская компания Etablissements Maurel & Prom SA.
Пока шли переговоры — нарастал военный конфликт. Когда они завершились, мир в Латинской Америке был достигнут. Пока это ещё не «вечный мир», но лишь обязательство Венесуэлы и Гайаны воздерживаться от горячей фазы войны. Однако в дальнейшем, когда Вашингтон получит удовлетворение от выполнения всех условий соглашения с Венесуэлой, мир, весьма вероятно, будет заключен в полном объёме.
Основным условием для налаживания жизни в Венесуэле является допущение оппозиции в политический процесс в стране. Показателем этого будут президентские выборы во второй половине 2024 года, на которые, по мнению США, должна быть допущена кандидат в президенты от оппозиции Мария Корина Мачадо («Единая платформа»). По информации СМИ, Мачадо была исключена из списка кандидатов в июне через административный ресурс, и может оспорить это решение при подаче иска в высший суд Венесуэлы.
Николас Мадуро будет стремиться продлить свое 10-летнее президентство еще на шесть лет, и не хотел бы делиться властью с оппонентами. Но администрация Байдена пригрозила отменить часть льгот, если правительство Венесуэлы не отменит запреты в отношении оппозиции, мешающие Мачадо и другим приходить во власть, и пообещала переоценить экономические санкции в отношении Венесуэлы «на основе значимого, ощутимого прогресса» в восстановлении демократии.
Урегулирование политического процесса между западными странами и Венесуэлой займёт меньше года, но всё это время регион будет испытывать напряженность. Один из поводов сохраняется — территориальный спор.
Лидеры Гайаны и Венесуэлы пообещали, что ни одна из сторон не будет использовать угрозы или силу против другой, но не смогли достичь соглашения по поводу приграничного региона Эссекибо. Проблемой будет заниматься совместная комиссия, состоящая из министров иностранных дел обеих стран и других официальных лиц, доклад которой ожидается через три месяца.