«Весна» Эдуарда Мане. Ещё раз о нашей цивилизации

"Весна" Эдуарда Мане

Французский художник Эдуард Мане — один из родоначальников импрессионизма, до конца жизни не признававший его существования как самостоятельного течения, спустя почти 150 лет после смерти удостоился самой высокой оценки. Картины «Весна» — портрет парижской актрисы Жанны Демарси в платье с цветочным принтом и перчатках, была продана на аукционе за $65 миллионов Музею Дж. Пола Гетти.

Мане написал её для своего последнего салона в 1881 году (в 1883 году художник умер в возрасте 51 года), на пике славы, однако его творчество подтверждает тезис, что движение вперёд и само развитие живописи остановилось.

Эдуард Мане — художник, написавший такое бесконечное число шедевров, признанных во всём мире, выходец из знатной семьи (его отец был судьёй, мать — крестницей короля Швеции) так и не получил признание собственного академического сообщества — собратьев по цеху. Ситуация начала меняться только перед самой смертью, за несколько лет. Мане болел атаксией и умер в страшной агонии при ампутации левой ноги в довольно молодом возрасте.

Последний его шедевр — Бар в «Фоли-Бержер» — величайшее творение конца XIX столетия, пожалуй, всего мира. Мане посвятил всё своё ежедневное творчество радости, свету и доброте, показывая красоту нашей цивилизации — людей, природы.

Огромное количество задумок, творческих планов Эдуард Мане так и не смог выполнить из-за отсутствия признания творческим сообществом практически до конца его жизни.

Один из величайших шедевров художника — «Олимпия», была куплена Лувром лишь по настоянию его друга — министра изящных искусств Антонена Пруста. Но затем, после смерти творца, была выкуплена членами его семьи за баснословные деньги.

Право на выставление в академических салонах без унизительной процедуры жюри Мане получил за 5 лет до кончины. Можете представить себе, что творения этого художника считанные разы выставлялись на официальных выставках.

Все картины, которые он предлагал на всех салонах столицы (он обожал Париж) выставлялись лишь в тех случаях, когда под натиском настойчивых требований его круга — писателей, поэтов, художников, музыкантов, общественных деятелей Франции художественное руководство сдавалось.

За всё время творчества — почти 60 лет — этого величайшего художника он выставлялся не более 10 раз, в то время как его участие в творческой жизни Франции и Европы было грандиозным.

В отличие от современной эпохи, каждое появление живописного полотна художника такого уровня — событие не только в культурной жизни, но и в общественной жизни Франции, бывшей законодателем культурной жизни на протяжении 80 лет.

С конца падения Второй Империи и до Февральской революции в России Франция по количеству мировых звезд литературы ,живописи, музыки, архитектуры и других видов искусств на квадратный сантиметр превосходила даже Россию, где культурная и общественная жизнь накануне 1917 года зашкаливала.

Каждая картина Эдуарда Мане вызывала не просто скандал, а в прессе по значению затмевала смену правительства и даже режима. Я никогда не разделял общественных и культурных взглядов Мане, но не могу не признать, что его талант живописца затмевает вес и значение большинства его собратьев по цеху.

Малармэ, умерший до Мане, сказал о нём: «Когда художника не станет, цивилизация закатится».

Несколько слов о Мэри Лоран. Эдуард Мане был женат на Сюзанне Леенхофф, по всей видимости, любовнице отца; женился на ней только после смерти родителя. Имел от неё сына, которого обожал. Но будучи настоящем французом, человеком творческих качеств он состоял в любовных связях почти со всеми парижскими куртизанками эпохи.

Всех этих куртизанок Мане увековечил. То же самое делал Эмиль Золя — его друг. Иногда художники и поэты увековечивали в своих произведениях одних и тех же куртизанок. Картина Мане «Нана», изображающих одну из самых известных дам полусвета, стала прообразом известного одноименного романа Золя.

Многие картины Мане стали прообразом описания интерьеров в произведениях писателей, в частности «У сванов». Отдельная история связана с Мэри Лоран, которая стала прообразом для романов, литературных сюжетов почти 10 писателей Франции той эпохи. Её жизненный путь и красота стали легендой.

Дочь прачки и неизвестного отца была продана собственной матерью маршалу Кубертену за 500 франков в месяц в качестве наложницы. После чего сбежала в Париж из Нанси и попала в руки стоматолога Наполеона III, открыв легендарный салон на улице Леон. И вошла в первую десятку самых влиятельных людей Франции, стяжав славу эпицентра культурной и общественной жизни Европы конца XIX века.

Лоран стала любовницей пяти самых известных людей страны, и имела собственное предпочтение, выбрав Эдуарда Мане, которому она была предана до такой степени, что после его кончины и быстрого забвения приносила до конца жизни в день его рождения на могилу огромный букет белых лилий.

Она одна приходила на могилу творца, убирала её небольшим веником, присаживалась на краешек скамейки, и долго в одиночестве вся в черном, с черной вуалью издавала нечеловеческие стоны, раздававшиеся по всей площади кладбища.

Что-то сильное связывало двух таких разных по всем критериям людей, объединенных связью — человеческой теплотой и качествами, присущими только цивилизованным людям — памятью и уважением.

Проект «Времена года» выполняли почти все импрессионисты, в частности, Клод Моне. Эдуард Мане по настоятельной просьбе министра изящных искусств тоже сел за написание этой серии. Две картины из 4х были исполнены — посвященная Жанне Демарси — «Весна» 1881 года, вторая — изображающая Мери Лоран — «Осень». Две другие он завершить не успел.

Мэри Лоран Мане изображал 16 раз. Её портрет остался в собственности Мери после её кончины, и племянником Магрита затем она была передана в музей Нанси на родину светской львицы.

Творчество Эдуарда Мане — плоть от плоти проявления нашей современной цивилизации, напоминание о том, что мы должны относиться к творениям великих так же трепетно, как к политикам и государственным деятелям. Желательно, при жизни творцов.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку
Нажимая на кнопку Подписаться вы соглашаетесь с Политикой cookies, Политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку ваших персональных данных.
Комментируя вы соглашаетесь с Политикой cookies, Политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку ваших персональных данных.