«Вильгельм Телль» Россини: опера с политическим подтекстом

«Вильгельм Телль» Россини: опера с политическим подтекстом

В день, который бывает раз в четыре года – 29 февраля – в итальянском городке Пезаро родился Джоаккино Антонио Россини. Это произошло 230 лет назад – в 1792 году. Итальянский композитор был удивительно плодовит и создал 39 опер, большинство из которых написал буквально за считанные дни (на сочинение «Севильского цирюльника» у Россини ушло всего 13 дней!). Мы поговорим о последнем оперном шедевре Россини – опере «Вильгельм Телль», работу над которой он вел по собственным меркам очень долго – почти полгода.

О сюжете

Главный герой оперы Россини – швейцарский герой Вильгельм Телль, прославленный меткий стрелок. Согласно историческим источникам в начале XIV века в одном швейцарском городке произошел конфликт интересов: австрийский наместник Геслер требовал от местного населения кланяться австрийскому герцогу. Против нелегитимного признания власти выступил Вильгельм Телль. Решив его наказать, наместник потребовал от Телля попасть из лука в яблоко, размещенное на голове его сына. Вильгельм выдержал испытание, но заявил наместнику: если бы мальчик пострадал, то вторая стрела незамедлительно полетела бы в него. Телля заключили в тюрьму, но он сбежал оттуда и все-таки убил обидчика.

Сюжет был довольно популярен среди творческих деятелей Европы. Можно вспомнить пьесу Ф. Шиллера, балет Ц. Пуни, оперу А. Гретри… Россини в поисках основы для либретто новой оперы обратился к трагедии французского драматурга А. Лемьера. У него канва повествования была дополнена лирической линией двух влюбленных: солдата австрийской армии Арнольда, переходящего на сторону швейцарцев, и австрийской принцессы Матильды, которая тоже в итоге выбирает зов сердца, а не долга.

Памятник Вильгельму Теллю на рыночной площади Альтдорфа, Швейцария.
Памятник Вильгельму Теллю на рыночной площади Альтдорфа, Швейцария.

Немного политики

На фоне революционной ситуации в Европе 1830-х годов появление на сцене «Вильгельма Телля» в оригинальной версии было невозможно. Сюжет оперы был по-настоящему взрывоопасен. Но новая опера Россини отнюдь не отправилась на полку, а просто подвергалась постоянным переделкам.

В Англии Вильгельма Телля переименовали в тирольского народного героя Андреаса Гофера, который руководил партизанской войной 1809 года против оккупации французов и баварцев. На премьере в Милане на сцене выступал шотландский герой Гульельмо Ваццале.  В 1842 под названием «Карл Смелый» опера была впервые исполнена в России (Большой театр). Причины выбора того или иного персонажа, представлявшегося цензорам менее опасным, чем Телль, поистине достойны стать основой для отдельного исследования.

Кстати, политическая окраска оперы однажды была использована анархистами. Во время представления «Вильгельма Телля» в Барселоне в 1893 году террорист скинул с галерки два взрывных устройства, одно из которых не взорвалось. Погибло 20 человек, было много раненных.

Шестичасовая опера

Премьера произведения состоялась в Париже в 1829 году. Королевская академия музыки была шокирована: пятиактная опера длилась 6 часов! После премьеры Россини сократил оперу до 3 актов, но она все равно оставалась слишком продолжительной. В связи с этим во Франции сложилась традиция играть только второй акт «Вильгельма Телля» (чем Россини, проживший после премьеры своего последнего оперного детища еще 40 лет, был более чем доволен).

Впоследствии опера не часто звучала в оперных театрах и Франции, и мира. Ее постановка требовала серьезной работы. Обилие хоровых сцен было связано с привлечением большого числа исполнителей, длительными репетициями и, соответственно, материальными затратами. Также весьма сложно было найти толкового исполнителя для лирического героя Арнольда (тенор), партия которого получилась особенно сложной.

Тем не менее «Вильгельм Телль» признан одной из выдающихся опер мира. Идея освободительной войны, пронизывающая оперу, была актуальна в годы Великой Отечественной войны. 8 ноября 1842 года премьера оперы прошла в Большом театре СССР, который находился в эвакуации в Куйбышеве (ныне Самара). Это была единственная новая постановка, осуществленная театром в период между трудными для страны 1941 и 1943 годами.

Представление оперы «Вильгельм Телль» труппой Большого театра СССР во время эвакуации театра. Куйбышев, 1942 год.
Представление оперы «Вильгельм Телль» труппой Большого театра СССР во время эвакуации театра. Куйбышев, 1942 год.

Героическая идея спектакля, правдиво воплощенная в игре мастеров Большого театра СССР, звучит сегодня, как обличительный и грозный приговор тиранам наших дней — людоеду Гитлеру и его сообщникам. История готовит презренным тиранам участь Геслера.

Я. Рохлин

14 ноября 1942. Волжская коммуна

Завершим материал памяти Джоаккино Россини блестящим галопом из увертюры оперы в исполнении симфонического оркестра театра Ла Скала.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку