Вокруг скрипки Страдивари разгорелись споры

Вокруг скрипки Страдивари разгорелись споры

Летом 2024 года Карла Шапро, специалист по культурным ценностям из Института европейских исследований Калифорнийского университета в Беркли, наткнулась на фотографии скрипки Страдивари «Стелла», представленной в далёком 2018 году на выставке в Токио, и заподозрила, что в действительности это украденная «маленькая Страдивари Мендельсона».

Скрипки Страдивари, известные своей превосходной акустикой и удивительной внешней красотой, очень ценятся в мире музыкальной классики и у коллекционеров.

Антонио Страдивари, который жил и работал в городе Кремона на севере Италии, за свою шестидесятилетнюю карьеру создал более 1200 инструментов. Около 500 из них, в основном скрипки, сохранились до наших дней, и чрезвычайно дороги. В феврале скрипка Страдивари 1714 года выпуска была продана на аукционе за более чем 11 млн долларов!

Маленькая Страдивари Мендельсона

Скрипка «маленькая Страдивари Мендельсона» принадлежала богатой немецко-еврейской банковской семье. В 1920-х на ней играла скрипачка Лилли фон Мендельсон-Бонке. После безвременной гибели Лили в автокатастрофе в 1928 году скрипка хранилась в хранилище семейного банка. В 1930-х она была официально зарегистрирована и сфотографирована.

Семейный банк «Мендельсон и Ко» был одним из самых влиятельных частных банков Германии. Однако пришедшие к власти нацисты приняли расовые законы, запрещающие евреям владеть собственностью, поэтому в 1938 банк был ликвидирован, а скрипка была якобы перевезена в сейф Deutsche Bank. Далее слово «якобы» надо ставить почти в каждое утверждение, но мы его опустим.

Весной 1945 года, когда Гитлер покончил с собой, советская армия вошла в Берлин и установила контроль над банком. Когда было разграблено хранилище Deutsche Bank и пропала скрипка неизвестно. Американцы намекают, что во всём виноваты русские.

В течение многих послевоенных лет семья Мендельсон-Бонке пыталась найти скрипку. Они размещали объявления в международных журналах и подавали заявление в федеральное министерство внутренних дел Германии, но инструмент так и не был найден.

Страдивари Стелла

Скрипка, известная как «Стелла», датируется 1707 годом. Её происхождение туманно.

Впервые она появилась в 1995 году, когда к парижскому мастеру Бернару Сабатье обратился русский скрипач с просьбой продать инструмент, который он приобрёл в 1953 году у немецкого торговца в Москве. Сабатье не назвал имя скрипача, сославшись на конфиденциальность информации о клиентах. Сабатье сказал, что отнёс скрипку в лондонский магазин скрипок John & Arthur Beare, где её осмотрели и подтвердили, что это инструмент Страдивари.

В сертификате подлинности, выданном Сабатье в 1999 году, было указано, что скрипка была изготовлена в 1707 году, то есть на два года раньше, чем скрипка Мендельсона.

Шапро же считает, что разница в датах связана либо с неправильным прочтением внутренней этикетки скрипки, на которой указана дата её создания, либо дату подделали.

По словам Сабатье, в конце концов русский владелец продал скрипку через швейцарского дилера в Риме.

В 2000 Стелла попала в аукционный дом Tarisio, через который анонимный владелец хотел продать инструмент. Торги не состоялись, но скрипку сфотографировали.

В 2005 году немецкий арт-дилер Machold Rare Violins выдал сертификат подлинности, в котором владельцем инструмента указал японского скрипача Эйдзину Нимуру.

Коса и камень

После года исследований Карла Шапро пришла к выводу, что и форма, и маркировка на скрипках Мендельсона и Стелла практически неотличимы друг от друга, поэтому она считает, что это один и тот же инструмент. Того же мнения придерживается и основатель аукционного дома Tarisio Джейсон Прайс.

«Это одна и та же скрипка, – говорит Дэвид Розенталь, правнук Франца фон Мендельсона, человека, который спрятал инструмент в хранилище банка Мендельсона, в интервью корреспонденту Le Monde. – Те же размеры, та же текстура древесины, десятки абсолютно идентичных крошечных царапин. Покажите эти фотографии любому мастеру с хорошей репутацией, и он скажет вам то же самое».

Семья Мендельсон-Бонке, которая, по словам Прайса, является – в соответствии с «законами большинства стран» – законными владельцами украденной скрипки, желает добиться урегулирования спора. Но Нимура сообщил через своих адвокатов, что у него нет никаких обязательств перед семьёй.

Адвокат Нимуры Цурута назвал продолжающиеся расследования Розенталя и Шапро как домогательства. В мартовском письме она написала, что Шапро и Розенталь должны «прекратить любые дальнейшие действия, поведение или высказывания».

«Вы вмешиваетесь в дела господина Нимуры и причиняете ему огромные страдания, нарушаете его права и благополучие, – пишет Цурута. – Вы угрожаете господину Нимуре, понуждая его делать то, что он не обязан делать».

Прайс считает, что скрипка Мендельсона может стоить сейчас до 5 млн долларов. Однако Розенталь говорит, что потеря скрипки – это не просто материальный ущерб.

«Скрипка – это часть нас. Музыка – неотъемлемая часть нашей семьи. Мы просто хотим, чтобы всё разрешилось», – говорит Розенталь.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку
Нажимая на кнопку Подписаться вы соглашаетесь с Политикой cookies, Политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку ваших персональных данных.
Комментируя вы соглашаетесь с Политикой cookies, Политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку ваших персональных данных.