Всегда неоднозначный и традиционный. Кинофестиваль в Сан-Себастьяне

У всех на слуху кинофестивали в Каннах, Венеции, Берлине, а о фестивалях в Ташкенте, Москве, Куала-Лумпур и Тимбукту наслышаны только узкие специалисты. Есть также в мире кино события, стоящие особняком. Среди них тот, что завершился 24 сентября 2022 года — кинофестиваль в Сан-Себастьяне, самый спорный и противоречивый кинофестиваль из первой линейки мировых кинофорумов.

Мне, как баску по происхождению и специалисту по истории Страны Басков, известно, что кинофестиваль в Сан-Себастьяне во многом обязан своим появлением фигуре генерала Франко — кровавого диктатора, который задавал тон чисткам в цивилизованном мире и даже в ряде нецивилизованных пространств.

Кинофестиваль был уступкой тем силам в стране, которые мечтали об Испании не как о стране Третьего мира, а как о стране, которая имеет законный голос в оркестре демократических государств, на который традиционная испанская интеллигенция и ориентировалась.

Идея создания кинофестиваля в Сан-Себастьяне как международного форума, где обсуждаются и выносятся на поверку современные проблемы мира традиционализма, пришла в голову тирану через Торкуато Фернандеса де Миранда. Того. кто впоследствии стоял у истоков реформ в Испании и кто выдвинул кандидатуру герцога Кадисского Адольфо Суареса на роль лоцмана в бушующем океане, которому удалось провести Испанию среди рифов в гавань конституционной монархии.

При франкизме для испанской интеллигенции кинофестиваль был единственной возможностью проникнуть в мир цивилизованных процессов Европы за Пиренеями — мир Голландии, Бельгии. Швеции, Швейцарии. Тех стран, на которые испанская среднеклассовая страта смотрела с вожделением с начала прихода к власти правительства Opus Dei в 1959-1964 годах.

В Сан-Себастьяне на протяжении всего периода правления Франко в Испании можно было открытым способом обсуждать промыслительные процессы, без оглядки на политическую полицию. Здесь формировалась и политическая оппозиция.

В этом дворце в замечательном курорте Европы, куда в июле-августе стекалась вся аристократия и бомонд Старого Света (Гогенцоллерны, Габсбурги, Романовы, Кобург-Браганца, Белосельские-Белозерские и old money), создавалось промыслительное варево вновь зарождающейся объединенной Европы. Здесь Робером Шуманом было написано первое письмо коллеге о создании ЕОУС (Объединения угля и стали — эмбриона объединенной Европы). Оно датировано весной 1950 года.

Среди знаковых премьер прошлого, к примеру, можно отметить фильм «Королева Шантеклера», где в главной роли — Сара Монтьель. Мало кто знает, что он был поставлен и спродюсирован Коммунистической партией Испании. Этот фильм 1962 года получил немереное количество премий и был в числе лидеров проката в Европе (включая СССР), и можете себе представить, какую роль играл в этом фестиваль в Сан-Себастьяне.

Сегодня в Сан-Себастьяне мы наблюдаем процесс, сходный с тем, что мы наблюдали в первые два послевоенных десятилетия. Идёт борьба трёх начал, сражаются три тренда: фильмы за власть, фильмы против власти и фильмы для власти.

Лидерами просмотров 2022 года были «Зимний мальчик» Кристофа Оноре и «Иль Боэмо» (Чех) Петра Вацлава. Оба фильма представляют собой две тенденции, которые особенно явственно ощущаются в раскладе критиков и экспертов на фестивале: осмыслять ли процессы на предмет их сопряжения с властью, которую делать власть главным критиком и судьей человеческих процессов и страстей, или понять суть вещей и вернуться к их оценкам со стороны простых человеческих чувств, зиждящихся на традиционных ценностях.

Вторая точка зрения неизменно присутствует на Сан-Себастьяне. Поэтому здесь представлены такие фильмы, как аргентинские «Порномеланхолия» Мануэля Абрамовича и «Материнство» Пилар Паломеро, колумбийский фильм «Короли мира» Лауры Моро, португальский фильм «Предварительные цифры» Мартинша. Они стоят в одном ряду с неожиданным фильмом, который приготовлен организаторами как маленькая сенсация — это «Гранд Марин» Марианны Слот, созданный правой рукой Ларса фон Триера. и мировой известности продюсером.

Фильм родился из пяти источников финансирования: Россия, Бельгия, Франция, Испания и Исландия Дебютант здесь — россиянка Динара Друкарова, режиссер и главная героиня картины — Лили Друкарова. Художественное достоинство картины — то, что события разворачиваются в условиях суровой природы, где сочетаются романтика жизни и меланхолия природы  Попытка автора показать ценности любви и нежности в конвульсирующем напряженном мире призывает зрителей и критиков вернуться к осмыслению и утверждению фундаментальных человеческих ценностей.

Моим привилегированным кандидатом на победу была картина испанского режиссера Фернандо Франко «Весна священная». Не принято делать рекламу накануне присуждения, дабы не сглазить — но хочу сказать, что наличие этого фильма в программе в очередной раз говорит о том, что кинофестиваль в Сан-Себастьяне продолжает традицию защиты фундаментальных общечеловеческих ценностей в бушующем мире смены вех. Вероятно, в этом и есть основная заслуга завершившегося сегодня старейшего в Европе традиционалистского кинофестиваля.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку
Нажимая на кнопку Подписаться вы соглашаетесь с Политикой cookies, Политикой конфиденциальности и даёте согласие на обработку ваших персональных данных.