Всемирный экономический форум и вызовы 2024 года

Великий русский писатель Антон Чехов велик во всём. Не так много русских писателей, чьи произведения актуальны всегда: его можно читать днём и ночью, зимой и летом, утром и днем, вечером и даже ночью.

Из почти 400 рассказов Чехова лично мне нравятся «Календарные рассказы». Здесь лучше всего тот, который имеет отношение к нынешней поре: «Новогодняя пытка». Очень советую перечитать его, потому что он актуален не только по своим «календарным» характеристикам (зима и новогодние праздники), но и потому, что он отражает суть и вопросы текущего дня в мировой экономике.

Какое отношение имеет этот рассказ к заявленной теме? Прямое! Это рассказ о том, как жесткосердная жена требует от красивого, умного, успешного мужа невозможного — посещать с новогодними визитами всех своих друзей и родственников, и со всеми «быть лапочкой»!

Что из этого получилось — ничего! Да получиться и не могло! Человек на то и человек, что его желания и потребности жены не всегда совпадают, а чаще не совпадают. Но при этом жить-то надо. Легче всего послать куда подальше и жену, и её дядю, которому он обязан своим местом в учреждении.

Давос — конференция важная, если не сказать самая важная по экономической части среди экспертного сообщества. Чрезвычайно важны три вопроса, которые будут стоять в повестке дня — проблемы развития мировой экономики на ближайший год. Самый главный из них — это рынки, а в разговоре о рынках главный вопрос — вопрос об экспансионизме.

Теперь о главном. Чехов велик не в смысле умения точно и ясно, языком сатиры и юмора, формулировать социально-экономические процессы, а велик тем, что никогда не ошибается.

Так и здесь. Экспансионизм — не всегда насильственное внедрение на рынок, а иногда — жесткое и непреклонное формирование самого рынка.

Мировая экономика как наука — это всегда игра, рынки формируются под автора экспансионистского действия. Экспансионизм в 2024 году, возможно, будет напоминать путь Китая относительно нашей страны.

Китай «запер» Россию благодаря или вопреки России. Но не без участия Китая наша страна либо выключена вовсе из мирового хозяйства, либо её удельный вес стал непропорционально мал в мировой экономике, принимая во внимание природно-естественные характеристики. Россия должна занимать значительно большее место, а занимает место карликового государства наподобие Лихтенштейна или Люксембурга.

Рынки сегодня — это не количество участников потребительского коллектива. Рынок — это ещё и формирование новых продуктов и влияние на международное разделение труда.

Среди экспертного сообщества идёт большая дискуссия о том, что является международным разделением труда. Детерминация этого понятия, которое сформировалось в XVII веке, не может оставаться таким же в силу того, что сами характеристики рынков изменились.

Рынок может быть наполнен и малым количеством населения, но потреблять тот или иной продукт он может много, либо мало. Рынок с многомиллиардным населением может потреблять тот или иной продукт в чрезвычайно малом количестве или вообще не употреблять.

В Давосе будет стоять вопрос о том, как сделать так, чтобы мировая экономика развивалась во благо всех её участников (прежде всего, транснациональных корпораций как главного драйвера), благодаря новым современным трендам, последним достижениям НТР.

ВЭФ будет интересовать, что такое рынок в условиях тихой, а иногда ползучей формы экспансионизма в современных условиях сверхинновационной эры, может ли быть автаркия или её формы (их порядка 60), уместной в современной экономике или нет.

Российский ноу-хау в экспертном сообществе сводится к тому, что экономика может развиваться без ПИИ. Нас интересует, может ли рынок развиваться без инвестиций. Но это уже тема для другого чеховского рассказа, который мы обсудим в следующий раз.

В настоящее время дискуссия о рынках приобретает острый характер. Рефреном рассматривается вопрос о том, могут ли большие экономические пространства развиваться успешно, не имея на своей территории полноценного рынка, и может ли развиваться мировая экономика полноценно, когда огромные экономические пространства исключаются из МЭО.

Поделиться с друзьями
Subscription