Вычислен путь, которым сверхбогатые избегают налогов

О том, что мир будет осуществлять всё больший натиск на корпоративный налог, в России было известно давно. В частности, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) ещё в ноябре 2021 года привлекал внимание общественности к тому, что глобальный корпоративный налог создаст препятствия для роста инвестиций в Россию, и в перспективе он будет касаться не только цифровых корпораций.

Действительно, инвесторы стремятся получить максимальную прибыль, и в сфере корпоративного налога сокрыт путь, который позволяет сверхбогатым избегать повышенных ставок налогообложения национальных юрисдикций.

Их основное убежище — это нераспределенная прибыль компаний, акциями которых они владеют. Налоговая система позволяет с её помощью платить меньший, чем подоходный налог, который в каждом конкретном случае зависит от условий инвестиционных соглашений.

Отправной точкой исследования стал новый, более точный показатель экономического дохода богатых французских домохозяйств, чем традиционный налогооблагаемый доход. Он включал в себя, в частности, нераспределенный доход компаний, которыми владеют сверхбогатые французы.

В результате выяснилось, что общая ставка налога кажется прогрессивной до момента достижения высоких уровней дохода, а затем становится регрессивной на пике распределения. Так, если ставка 46% «работает» для большинства самых богатых домохозяйств (0.1% населения Франции), то богатейшие из них (0.0002%) «получают счета» лишь на 26% от полученных доходов.

Более низкая ставка налогообложения сверхдоходов объясняется тем, что налогообложение корпоративной прибыли ниже, чем налогообложение личного дохода. Для сверхбогатых подоходный налог (ISF) представляет собой лишь незначительную часть их общего дохода, в то время как корпоративный налог является основным уплачиваемым налогом.

Миллиардеры давно перераспределили инвестиционный портфель так, чтобы оптимизировать налогообложение.

Титанический труд с целью показать и доказать, как богатейшие мира сего защищаются от прогрессивного налога на доходы, взяли на себя Лоран Бах, Антуан Бозио, Артур Гийузуик и Клеман Мальгуирес — исследователи Institut des politiques publiques (IPP), основанного для оценки эффективности государственной политики. Они провели измерения самых богатых домохозяйств Франции в 2016 году и поделились своими наблюдениями с общественностью на пресс-конференции 6 июня 2023 года. Пресс-конференция имела название «Какие налоги платят миллиардеры?».

Хотя исследователи не называли конкретных лиц, известно, что богатейшие французы-миллиардеры, в частности — это Бернар Арно, Француаза Беттенкур-Мейерс и Франсуа Пино, владеющие крупнейшими французскими предприятиями.

В России дело обстоит сложнее, к тому же у нас существенно ниже и подоходный, и корпоративный налог. Так, с большим боем в 2021 году стал исчисляться повышенный 15%-ный подоходный налог с доходов более 5 млн рублей (говорят, сверхбогатых он вовсе не коснулся), а крупный прибыльный бизнес, у которого средняя доналоговая прибыль за 2021-2022 годы превышает 1 млрд руб,  будет с большими оговорками уплачивать 5-10% налог на сверхприбыль за 2021-2022 годы в случае её превышения над аналогичным показателем 2018-2019 годов. Только вчера комиссия одобрила соответствующий законопроект Минфина, который принесёт казне $3.7 миллиардов (300 миллиардов рублей).

По данным Forbes, в 2022 году суммарные сверхбогатства российских миллиардеров выросли на $353 млрд (+42%). Видимо, таким образом ожидается, что в бюджет будет поступать порядка 1% сверхприбылей?

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку