Выдающийся органист сыграет сложнейшие произведения И.С. Баха

Елена Привалова

Елена Привалова — знаменитая органистка и организатор Органных вечеров в Кусково, 5 февраля 2022 года в Царицыно представит две виртуозные сонаты Иоганна Себастьяна Баха: Сонаты до мажор и соль мажор, на которые редко отваживаются исполнители из-за их сложности.

Они создадут особую привлекательность мажорного концерта, всецело посвящённого творчеству великого Баха. Программа так и называется: «Великий И.С. Бах«.

Сегодня начинающий музыкант вряд ли отважится сыграть любую из этих прекрасных камерных сонат. Они под силу лишь опытным музыкантам, и звучат лишь на конкурсных программах. Но сам Бах написал их для ученика — своего старшего сына Вильгельма Фридемана Баха.

Вильгельм Фридеман Бах
Вильгельм Фридеман Бах

Виртуозные педальные соло и стремительные фуги сделали из «халльского Баха» признанного мастера органной музыки, композитора и импровизатора. Музыкант получил прекрасное музыкальное образование и затем ещё юридическое и математическое в Университете Галле.

Жаль лишь, что талант и трудолюбие Вильгельма Фридемана не принесли ему стабильный доход. Он умер в бедности, поскольку, по словам Давида Шуленберга, не мог перестроиться на набирающий силу тренд лёгкой популярной музыки, а в поиске должностей не преуспел.

Иоганн Себастьян Бах был и сам когда-то прилежным учеником. Он учился у великих предшественников, таких как Дитрих Букстехуде. Влияние последнего прослеживается в Токкате Ми мажор. Говорят даже, что однажды Бах прошёл сотни километров пешком, чтобы побывать на одном из его знаменитых вечеров Abendmusik и услышать органные импровизации.

Импровизировать, как и шутить, великий Бах любил и умел. Он искал новые формы, свидетельством чего является ещё одна изюминка программы — Пастораль фа мажор (или Пасторелла), всецело навеянная народной музыкой.

Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Себастьян Бах

Это одно из поздних произведений Баха (ок. 1720 года), возможно, написанное для рождественской службы одной из церквей Лейпцига. Гудящий бас здесь напоминает звук волынки пастухов, популярную народную музыку Италии. Этот стиль получил название «Пифферо» или «Труба» и в данном случае свидетельствует о приходе пастухов в Вифлеем.

В утончённой третьей части мы слышим ангелов, сообщающих пастухам о Рождестве, а в заключение композитор вводит мелодию раннесредневекового рождественского гимна «Resonet in laudibus», возвещающего миру о рождении Иисуса.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку