«Я сам считаю себя за немца!». Иван Тургенев

Иван Тургенев

Хотя 9 ноября — памятный день Ивана Сергеевича Тургенева (в эту дату он родился в 1818 году), мало кто сегодня вспомнил о великом русском писателе. Он был наделён большим талантом, оставил огромный след в русской литературе, однако был среди тех, кто презирал родную страну.

Это спровоцировало полный разрыв некогда друживших между собой Ивана Тургенева и Фёдора Достоевского, за каждым из которых шла когорта молодёжи той поры. «Знайте, что я поселился здесь окончательно, что я сам считаю себя за немца, а не за русского, и горжусь этим!», — с негодованием цитировал Аполлону Майкову в 1868 году писатель своего будущего идейного противника. Виделись они в Баден-Бадене.

Критика Достоевским романа «Дым» вызвала скандал. Как мог Иван Тургенев — представитель старинных русских родов Тургеневых и Лутовиновых, презирать свой народ за его самобытность? Как мог это делать тот, чья семья была дружна с декабристами и отправляла им посылки в Сибирь?

Но, к сожалению, подаваший большие надежды Тургенев примкнул к лагерю Герцена и Чернышевского, предпочитавших смотреть на Россию критически и издалека, призывая соотечественников становиться передовыми нигилистами.

Тургенев определял себя как атеиста, писал в своих произведениях мерзости про своих родителей, поручал другим (сначала матери, затем возлюбленной — Полине Виардо) свою незаконнорожденную дочь Пелагею (единственную!) и, в конечном счете, обделил её  наследством. Неудивительно, что несмотря на огромный талант литератора репутация у писателя как человека была дурной.

Знаменитый юрист Фёдор Кони, познакомившийся с Иваном Тургеневым в 1874 году, писал про «его милое, русское, мужичье, как у Л. Н. Толстого, лицо, с которым мало гармонировало шелковое кашне, обмотанное по французскому обычаю вокруг шеи». Это противоречие в себе писатель нёс до конца, и страдал от его последствий. Он был русским до мозга костей, но очень хотел превратиться в европейца.

Испанка Полина Виардо и её французский круг взяли в оборот Ивана Сергеевича. Этот знатный и вполне себе надменный человек по просьбе подруги был вынужден даже играть лакеев в домашних театральных постановках.

Из двусмысленных ситуаций, которые единожды возникли в жизни, не выходят, они как омут. «Вы себе представить не можете, как тяжела одинокая старость, — признавался Тургенев, — когда поневоле приходится приютиться на краешке чужого гнезда, получить ласковое отношение к себе, как милостыню, и быть в положении старого пса, которого не прогоняют только по привычке и из жалости к нему».

Литературным кумиром И.С. Тургенева, как бы то ни было, навсегда остался А.С. Пушкин. Он был верен традициям языка, заложенных в первой половине XIX века теми, кто любил Россию и её народ больше жизни. Тургенев, пожалуй, не написал ни одного «проходного» произведения, каждое из них представляет собой шедевр.

Он умер 3 сентября 1883 года в своем доме № 16 по улице Месм в Буживале, но похоронен 9 октября 1883 года России — в Санкт-Петербурге, на Волковском кладбище. В соответствии с волей покойного, он был положен у ног Виссариона Белинского, который слишком рьяно побуждал писательское сообщество к реализму и бичеванию социальных пороков. Верность заветам неистового критика Иван Сергеевич также сохранил до конца.

Как бы ни старался Тургенев быть европейцем, он был намертво связан с Россией и остаётся только её писателем. Великим русским писателем.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку