Является ли Испания Европой? Ответ — в картинах Босха

Иероним Босх

Скудные сведения о жизни Иеронима Босх вызывают разговоры, что это собирательный образ наподобие того, что может скрываться за именем Уильяма Шекспира (то ли королева Елизавета I, то ли её двоюродная сестра, то ли другой персонаж, то ли они все вместе взятые).

Известно, что он происходит из семьи художников как минимум в шестом поколении, однако до сих пор неизвестно, где жили его родители, в каком году он родился и женился. Также установлено, что после смерти в 1517 году Иероним Босх был настолько популярен, что выдающиеся художники своего времени, такие как Питер Брейгель-старший, подписывались его именем, чтобы их картины приобретали известность.

Феномен Иеронимуса ван Акена (Босх — вторая часть названия города, где он родился — Хертогенбосх на севере Голландии), была присвоена художнику богатой вдовой, крупной землевладелицей и фактически обладательницей городка, возможно, ставшей вдовой и оставившей за собой те самые 25 картин, которые эта малоизвестная личность оставила человечеству.

Почему Иероним Босх считается выдающимся испанским живописцем, а большая часть его произведений висит в главном хранилище Королевства Испании — музее Прадо, включая знаменитый триптих «Сад земных наслаждений»? Название это дал не сам художник, который так никогда не называл, ни датировал своих картин, а появилось через 200 лет после его смерти.

Наш интерес к этому художнику, его произведениям в большей степени, объясняется прежде всего интересом к зарождению современного испанского государства. Почему именно сегодня возникает такой вопрос?

Испания как никто другой из числа стран-членов ЕС занимает особую позицию в отношении развития европейской цивилизации, современных глобальных вызовов, ставившимися перед человечеством. В том числе по отношению к событиям, разворачивающимся на Ближнем Востоке и в Центральной Европе, «украинскому конфликту».

Иероним Босх, скорее всего, стал любимцем Филиппа II неслучайно. Его картина «Семь смертных грехов» висела в спальне самого выдающегося испанского императора, во времена правления которого не только вся Европа, но и мир принадлежал испанской короне.

Испанская империя, просуществовавшая в таком виде немногим более 100 лет, стала первородным проектом современного человеческого планетарного надгосударственного образования — это то, к чему стремились марксисты и прочие «-исты» впоследствии.

Карл Маркс, например, в своих далеко идущих планах об иллюзорном утопическом мире, взял первообразом планетарную империю Габсбургов, а не империи Александра Македонского или Чингисхана.

Что видели Габсбурги в творчестве загадочного художника Высокого северного Возрождения? Прежде всего, его фанатичную преданность католической вере. Картина Босха, висевшая в Эскориале — крепости-монастыре, построенной всемогущим властителем империи, где не заходило Солнце, должна было напоминать испанским властителям о непреходящих ценностях для человечества.

Является ли Испания Европой? Ответ - в картинах Босха

Аналогично мы сегодня видим стремительное сближение светской власти в России с духовными властителями русской цивилизации. Повышенный интерес российское руководство выказывает к празднованию двунадесятого праздника Троицы.

Воспоминания о Иерониме Босхе мы связываем не просто с Испанией, а с Испанией через призму сегодняшней российской реалии: страна неуклонно по возрастающей очищается от атеистической скверны и ставит вопрос  о духовном возрождении, видя его в возвышении РПЦ, делая её главным духовным мостом из вчерашнего прошлого в завтрашнее будущее.

Видимо, то же самое делала и габсбургская Испания, возвышая церковь устами великого живописца Иеронима Босха. Все его произведения — это никакие не зашифрованные воззвания к будущим поколениям, а свидетельство и констатация незыблемости христианских устоев и ценностей.

На протяжении всех 6 веков Иероним Босх был главным идеологом испанской государственности, являясь квинтэссенцией испанской идеологии, создавшей великую культуру.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку