Накануне очередной встречи директоров музеев мира (Группы Бизо) в ноябре 2017 года, Директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Исмаиловна Трегулова поделилась своими мыслями о русском искусстве в статье, размещённой в Художественной газете (The Art Newspaper). Дело в том, что одной из тем встречи станет вопрос «что такое национальный музей сегодня»?
Как рассказала З. Трегулова, впервые необходимость обобщения русского искусства всех эпох и жанров возникла у неё в 2005 году, в связи с выставкой «Россия!», проведённой в крупнейшем музее современного искусства Нью-Йорка Музее Гугенхайма (Solomon R. Guggenheim Museum). В 2002-2013 годах Зельфира Трегулова была замдиректора Музеев Московского Кремля, и курировала международные выставки.
По мнению главы Третьяковки, общее в русских художниках от икон до Кабакова — это «невероятная ответственность мастера, ощущение себя как некоего медиума между небом и землей, как проводника важнейших идей, которые должны быть выражены в совершенной форме, а также абсолютное внутреннее самоотречение, готовность ради достижения истины идти до конца, вплоть до саморазрушения».
Несмотря на популярность этой экспозиции и формулировку основ русского искусства, З. Трегулова сделала вывод о том, что зарубежной публике не хватает целостного представления о русском искусстве, ей знаком только авангард и отчасти иконы. Причина отсутствия репутации русского искусства состоит в том, что русских картин нет в крупнейших мировых собраниях живописи.
Также автор рекомендует разобраться в том, что привело к успеху «маргинальных» школ с начала XX века, «поддержать этот интерес и постараться ситуацию изменить». «В продвижении русского искусства за рубежом я вижу задачу Третьяковской галереи», — заключает З. Трегулова.