Забытые имена: романтик-оскароносец Эрих Корнгольд

Забытые имена: романтик-оскароносец Эрих Корнгольд

Имя австро-американского композитора Эриха Корнгольда (1897 – 1957) было забыто в пылу стремительного развития музыки еще при его жизни. Но возрождается в наше время. Спустя столетие до России добралась его опера «Мертвый город». Музыкальный шедевр ушедшей позднеромантической эпохи впервые прозвучит в «Новой Опере» 14 апреля, билеты на апрельские спектакли еще можно приобрести.

О жизни и творчестве композитора, его вкладе в мир Голливуда и скорой премьере – в этом материале.

Забытый гений XX века

Композитор принадлежал эпохе романтизма, а послевоенный мир жаждал других тем и приемов. Но назвать его жизненный и творческий путь неудачными отнюдь нельзя.

Эрих Вольфганг родился в семье известного музыкального критики Юлиуса Корнгольда и с самых ранних лет демонстрировал уникальные музыкальные данные. Его Кантатой, созданной в 9-летнем возрасте, восторгался сам Малер, а балет 11-летнего Корнгольда «Снеговик» был представлен на сцене Венской оперы и принят с овациями. Имя Корнгольда гремело по всей Европе: юноше предрекали блестящее музыкальное будущее самые известные мэтры. В их числе Пуччини, Рихард Штраус, Сибелиус, Никиш, Бруно Вальтер.

Юный Эрих Вольфганг Корнгольд в 1913 году (16 лет). На подписи – фрагмент Фортепианного трио ре мажор, опубликованного в 1910 году под опусом №1.
Юный Эрих Вольфганг Корнгольд в 1913 году (16 лет). На подписи – фрагмент Фортепианного трио ре мажор, опубликованного в 1910 году под опусом №1.

К 20 годам Эрих Корнгольд был невероятно популярен в Европе. Его оперы ставили в театрах, симфонические и фортепианные произведения играли в концертах лучшие оркестры и дирижёры. Как преподаватель Венской государственной академии он вскоре получил звание почетного профессора. Переложения малоизвестных сочинений Иоганна Штрауса-сына стали основой для фильма Хичкока «Венские вальсы» и проложили Корнгольду дорогу в мир кино. В 1934 году он получил приглашение из Голливуда для адаптации музыки Мендельсона к экранизации «Сна в летнюю ночь». Так началась его эра в голливудской музыке.

Изгнание и Голливуд

Когда в 1938 году Австрия вошла в состав Германии, Корнгольду закрылся путь на родину. Созданные им в США саундтреки к кинофильмам «Одиссея капитана Блада», «Энтони несчастный», «Морской ястреб» и многим другим голливудским лентам стала отправной точкой в создании особого голливудского музыкального стиля. Как кинокомпозитор Корнгольд был дважды удостоен премии «Оскар» (1936 и 1939).

Когда все имущество Корнгольда в Австрии было конфисковано, он работал в США над музыкой к фильму «Приключения Робин Гуда». Композитор признавался: этот заказ спас ему жизнь. И подарил второй «Оскар»

Музыка к кинофильму «Приключения Робина Гуда» («Adventures of Robin Hood», 1938) – частый гость симфонических концертов. Яркий мелодизм, красочная оркестровка, захватывающие темы – пожалуй, теперь мы знаем один из истоков действительно потрясающих саундов голливудских блокбастеров. Именно эту музыку Джон Вильямс назвал в числе композиций, вдохновивших его на легендарные партитуры для «Звездных войн».

Оригинальный и самобытный стиль Корнгольда находился под влиянием вагнеровского лейтмотива, оркестровой виртуозности Рихарда Штрауса, деликатности и широкого мелодического размаха Пуччини и длительного развития Густава Малера.

Кинокритик Рудольф Белмер о музыке Корнгольда к голливудским фильмам

Отдав Голливуду 13 лет, Корнгольд закрыл для себя киномузыку в 1947 году. Он вновь сосредоточился на академических жанрах. За последние годы жизни он создал концерты для скрипки (на премьере солировал Яша Хейфец) и виолончели, Серенаду для струнных, симфонии и свою шестую оперу.

«Мертвый город»

В основу третьей оперы Корнгольда легла пьеса бельгийского писателя Жоржа Роденбаха «Мертвый город», либретто создали сам Эрих и его отец Юлиус. В центре оперы – безутешный вдовец Пауль. Потеряв любимую супругу, он создает в своем доме ее культ. Однажды он встречает молодую танцовщицу Мариэтту, которая невероятно похожа на умершую жену. Вспыхнувшие между ними отношения не в силах воскресить утрату. В отчаянии Пауль убивает девушку.

Личная жизнь самого Корнгольда сложилась более чем удачно. Через 4 года после премьеры «Мертвого города» он женился на своей возлюбленной - актрисе Лузи фон Зонненталь. У пары была два сына: Эрнест и Георг. После смерти мужа Лузи опубликовала его биографию.
Личная жизнь самого Корнгольда сложилась более чем удачно. Через 4 года после премьеры «Мертвого города» он женился на своей возлюбленной — актрисе Лузи фон Зонненталь. У пары была два сына: Эрнест и Георг. После смерти мужа Лузи опубликовала его биографию.

Опера Эриха Корнгольда была написана им в возрасте 23 лет. В 1920 году ее поставили в оперных театрах в Гамбурге и Кельне, а затем постановка разошлась по всей Европе. После присоединения Австрии к Германии опера попала под негласный запрет и была возрождена на театральной сцене только в конце ХХ века.

Премьера «Новой Оперы» — один из первых шагов нового музыкального руководителя театра Валентина Урюпина, нацеленный на открытие неизвестных или забытых партитур.

Трудно назвать оперу Корнгольда забытой. Например, Песня Мариэтты пользуется у вокалистов большой популярностью. Но в полной сценической версии произведение прозвучит в России впервые – спустя более чем 100 лет после премьеры.

Слушателей ждет уникальное сценическое решение: павильон, в котором будет разворачиваться действие, возвели прямо на оркестровой яме. Оркестр, напротив, удален вглубь сцены. Чтобы не уродовать живой звук аппаратурой, баланс выстраивают с помощью акустических звукоотражающих панелей. В итоге расстояние между солистами и публикой будет минимальным, а визуальное взаимодействие дирижера и солистов будет настроено с помощью камер.

Подлинный бриллиант постановки «Новой Оперы» — швейцарский тенор Рольф Ромей. Кстати, критики часто называют оперу Корнгольда своеобразной дуэлью между тенором и сопрано. Достойную партию зарубежному гостю составит солистка «Новой оперы» Марина Нерабеева – обладательница сильного голоса и красивого тембра.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку