Зачем мировой экономике экономика нищих стран?

31 июля 1492 года закончился срок действия Альгамбрского Эдикта — последнего дня, когда испанские евреи-иудеи могли получить право обратиться в католическую Веру и остаться в Испании, сохранив своё имущество, жизнь и спокойствие. Но нет, 120 тысяч испанских евреев приняли решение покинуть Испанию навсегда.

Не хочу использовать штампов, но вынужден сказать: «История не имеет сослагательного наклонения — не было счастья, да несчастье помогло». В результате испанские евреи — сефарды создали государство без государства, и вместо того чтобы богатства еврейской общины остались в Испании и поддерживали здесь высокий материальный уровень Испанской империи, они вышли на просторы мировой экономики.

Благодаря связям, контактам, знаниям (а это была экономическая и интеллектуальная элита) община сефардов воспламеняла своим потенциалом долгие столетия рост и могущество других стран и государств, таких как государства Северной Африки, Балкан, Ближнего Востока и стран Нового Света.

Сегодня речь пойдёт о том, зачем мировая экономика использует маргинальные теории для непродуктивного роста, и мы рассмотрим ситуацию ещё на одном примере, более близком для нас. В фокусе нашего внимания сегодня — Сальвадор, где индейцы составляют 10% населения, метисы — 88%, испанцы же всего 1%. Страна, которая славится своим чудесным курортом Коста-дель-Соль.

Хочу напомнить, что мировая экономика — это совокупность прежде всего национальных экономик, а уж только потом надгосударственных образований (транснациональных корпораций, международных организаций и т.п.). Сальвадор мы взяли потому, что несколько дней говорили о потрясающей, неизученной и заброшенной и неосмысленной цивилизации, как она того стоит — цивилизации народа майя и истории, связанной с головами ольмеков — цивилизации, повлиявшей на цивилизацию майя.

Все видели фильм «Апокалипсис» Мела Гибсона и помнят о том, что эта цивилизация была своеобразной, кровопускающей, но ценящей силу и научные достижения. Она достигла выдающихся успехов на ниве сельского хозяйства, астрономии, медицины, архитектуры и социального устройства.

Всего пять стран, и среди них Сальвадор, отмечены выдающимися достижениями цивилизации майя: построенными городами, культовыми учреждениями, и до сих пор не осознанными научными достижениями народов, составляющих эту цивилизацию. Именно «народов», поскольку как доказал Юрий Кнорозов, в группу языков майя входило 25 наречий и языков.

Мы хотим обратить внимание на то, что уникальное архитектурное сооружение — одна из столиц майя близ города Сан-Андрес в долине Сапотитан, где произошло извержение вулкана Илопанго, согласно исследований японского учёного Акиры Иитикавы, было рождено не случайно, а в ознаменование жертвенности, жертвоприношения целого города силам подземных богов, которое было осуществлено через 5-30 лет после самого сильного вулкана за 10 тысяч лет наблюдений.

Цивилизация майя легла в основу всего дальнейшего устройства экономики страны Сальвадор. Что касается экономической модели этого государства, то с приходом испанцев на континент экономика этого региона претерпевает значительные взлёты и падения, в результате последние десятилетия прошлого века страну сотрясали гражданские войны.

Причиной этих войн были национальные богатства маленькой, но нищей страны, где 75% населения живёт за порогом бедности, несмотря на несметные богатства: от железной руды до золота, нефти, хлопка и много чего ещё. Из-за своих богатств страна представляет собой предмет вожделения для мировой закулисы.

Если бы мировую экономику действительно интересовало развитие, а не элементарный делёж сильными мира сего национальных богатств незащищенных стран (напомню, что центральный общий рынок Латиноамериканских стран, созданных в 1960 году, не успев дать сколько-нибудь значительных результатов, распался), не было бы 48 стран — аутсайдеров мировой экономики. Большинство из таких стран — страны Чёрной Африки, но они есть повсюду, и в том числе в Латинской Америке.

Масса международных организаций, включая организации ООН, занимаются изучением проблемы отсталости в мировой экономики.

Учёные приходят к мысли о том, что слабые и беззащитные страны наподобие Сальвадора нужны мировой экономике по типу того, как олигархам нужны безработные. Я встречал такую мысль, которая поражает своим цинизмом и безразличием к достижениям науки, ведь мировая экономика может обеспечить высоким уровнем развития и качества жизни все без исключения страны, включая эти 48 бедствующих государств. Так почему они этого не делают?

Неужели олигархи не могут обеспечить достойный уровень жизни населению своих стран? Могут, но не делают ровно потому, что этого не делают 27 богатейших стран мира по отношению к беднейшим 48. В этом принципе и заложена проблема отставания в мировой экономике, разрешение которой приведёт к гармонизации международно-экономических отношений и, в результате, мировой экономики.

Я скажу общеизвестную истину, которая у многих вызовет шок: много раз международные организации назначали процент от ВВП богатейших стран на поддержание жизни на достойном уровне в упомянутых 48 странах. И как вы думаете, какова судьба решений? Могу вас огорчить: практически никто не перевел обещанных процентов на вышеназванные нужды. Более того, эксплуатация этих экономик усилилась, а некоторые считают, что кратно усилилась по сравнению с эпохой, когда эти страны были просто колониями своих метрополий. В этом и есть суть неоколониализма. Это не пустой звук, но самая настоящая, оголтелая, неприкрытая эксплуатация беззащитных.

Как вы думаете, почему 31 июля 1870 года в Англии был отменён детский труд в угольных шахтах? Потому что цивилизация идёт вперёд и нельзя нагло, в открытую уничтожать себе подобных. Так почему же богатый дядя может прийти в дом к беззащитному бедняку, по-прежнему, забрав у него последнее, увезти в рабство его жену и детей? Вот о каком неоколониализме говорят его противники.

Суммируя всё вышесказанное могу сказать: нищих стран не бывает, бывает нищая экономика — экономика подчинения слабого сильному.

Размер страны не имеет значения. Слабые — это не такие страны как Сингапур, где смелый Ли Куан Ю одних родственников посадил в тюрьму, а других расстрелял, или Малайзия, премьер-министр которой сделал то же самое, заразившись его энтузиазмом. В кратчайшие сроки они подняли свои экономики. Кто-то из ничего, как Сингапур, а кто-то и обладая минимальным набором природно-материальных богатств.

Вы будете удивлены, но Сальвадор, где 75% населения по официальной статистики нищие, согласно описи её природных богатств ООН, является одной из самых богатых стран на континенте.

Эта страна привлекла моё внимание своей историей и до сих пор не разгаданной тайной цивилизации майя. Грустно, ведь имея такие несметные богатства, она могла бы не только накормить, одеть, напоить, обуть и обеспечить высоким уровнем жизни своё население, но и преуспеть в деле изучения цивилизации майя.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку