Зачем Римский-Корсаков «брил и причесывал» партитуры товарищей?

Зачем Римский-Корсаков «брил и причесывал» партитуры товарищей?

Композитор редактировал и оркестровывал оперы и симфонические произведения Глинки, Даргомыжского, Мусоргского и Бородина. С поистине военной дисциплиной он наводил порядок в архивах своих ушедших предшественников и друзей, чтобы сохранить их наследие для потомков.

Младший кучкист

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908) был младшим из членов кружка «Могучая кучка». На его долю выпала нелегкая участь провожать своих единомышленников в последний путь. В 1881 году от приступа белой горячки скончался Модест Мусоргский. В 1887 году во время костюмированной домашней вечеринки скоропостижно от сердечного приступа умер Александр Бородин. И хотя «Могучая кучка» распалась раньше – примерно в середине 1860-х годов – перед Римским-Корсаковым встал вопрос о сохранении наследия своих товарищей.

Обстановка кабинета Римского-Корсакова, сохраненная в Мемориальном музее-квартире в Санкт-Петербурге. Современники вспоминали, что на столе композитора всегда царил идеальный порядок.
Обстановка кабинета Римского-Корсакова, сохраненная в Мемориальном музее-квартире в Санкт-Петербурге. Современники вспоминали, что на столе композитора всегда царил идеальный порядок.

Почему именно он? Современники характеризовали его как максимально дисциплинированного и собранного человека. Сказалась военная выправка: Николай Андреевич происходил из дворянской семьи, мужчины которой служили на флоте, и окончил Морской военный корпус. Он посвятил свою жизнь музыке, но прославился не только как композитор. Римский-Корсаков вел активную общественную деятельность: возглавлял Беляевский кружок, служил помощником Придворной певческой капеллы и инспектором духовых оркестров Морского ведомства, был директором Бесплатной музыкальной школы, выступал как дирижёр «Русских симфонических концертов»… Успеть все это можно было только при большой собранности.

Наконец – музыкант-самоучка – он настолько продвинулся в своем музыкальном образовании, что с 1871 года стал профессором Петербургской консерватории, был удостоен звания члена Шведской королевской музыкальной академии и воспитал около 200 музыкантов, среди которых Аренский, Глазунов, Гнесин, Гречанинов, Ипполитов-Иванов, Лядов, Мясковский, Прокофьев, Стравинский, Танеев, Черепнин.

Серьезная редакторская работа Римского-Корсакова началась, пожалуй, с завещания Александра Даргомыжского. Уходя в мир иной в январе 1869 года, он пожелал, чтобы оркестровку его «Каменного гостя» завершил именно Николай Андреевич.

Мусоргский

16 марта 1881 года в Николаевском военном госпитале Петербурга после приступа белой горячки скончался Модест Мусоргский. После похорон перед кучкистами – в первую очередь Римским-Корсаковым и Стасовым – остро встал вопрос об увековечивании имени и творчества Мусоргского. Стасов занялся подготовкой биографического труда, а на долю Римского-Корсакова выпала тяжелая участь разбирать архив почившего друга.

Над роялем в кабинете Римского-Корсакова висит портрет Мусоргского. Композиторы были дружны и одно время даже жили в одной квартире. Главным вопросом совместного проживания была дележка рояля: Мусоргский работал за ним до обеда, а потом уходил на службу. Римский-Корсаков занимался сочинением после обеда. По вечерам двум композиторам приходилось договариваться.
Над роялем в кабинете Римского-Корсакова висит портрет Мусоргского. Композиторы были дружны и одно время даже жили в одной квартире. Главным вопросом совместного проживания была дележка рояля: Мусоргский работал за ним до обеда, а потом уходил на службу. Римский-Корсаков занимался сочинением после обеда. По вечерам двум композиторам приходилось договариваться.

Мусоргский был полной противоположностью Римскому-Корсакову. После смерти его архив представлял грустное зрелище: отрывки начатой «Хованщины», «Сорочинская ярмарка» частично напечатанная, частично – в разрозненных эскизах, множество песен, романсов, хоров и неопознанные отрывки и черновики.

Почти все десятилетие 1880-х годов для Римского-Корсакова проходит под знаком Мусоргского. Он завершает и оркеструет «Хованщину» (1883), делает обработку и оркестровку «Ночи на Лысой горе» (1886), восстанавливает из найденных отрывков эпизоды неоконченной оперы «Саламбо», симфонические произведения, систематизирует произведения друга.

В 1895 году Римский-Корсаков делает свою редакцию «Бориса Годунова». О ней позднее Шостакович, который также выполнил свою редакцию этой оперы, скажет: «… побрил, причесал и одеколоном полил».

… дав новую обработку «Бориса», я не уничтожил первоначального вида. Я не закрасил навсегда старые фрески. Если когда-нибудь придут к тому, что оригинал лучше, ценнее моей обработки, то мою обработку бросят и будут давать «Бориса» по оригинальной партитуре.

Римский-Корсаков. «Летопись моей музыкальной жизни»

Бородин

Помощь Римского-Корсакова Александру Бородину – адъюнкт-профессора Медико-хирургической академии, одного из пионеров разработки курса неорганической химии, активного общественного деятеля (он был одним из организаторов Высших женских врачебных курсов) – понадобилась еще при жизни.

Представьте, чем я занят! Переписываю предварительный клавираусцуг «Игоря», приводя его таким образом в порядок… Пролог и 1-ю картину 1-го действия окончил, думаю так и дальше продолжать и надеюсь, что через это к осени «Игорь» будет кончен, и можно будет приняться за инструментовку, а по весне сдать его в театр; мню, что и Бородин моими стараниями пленится и сам что-нибудь да сочинит, а в 3-м действии требуется и его рука, там многого не хватает…

Римский-Корсаков в письме к Кругликову, апрель 1885

Скоропостижная смерть Бородина стала страшным ударом для музыкальной общественности. В ночь после кончины Александра Порфирьевича Римский-Корсаков прибыл в его квартиру и с позволения супруги забрал все рукописи.

Столовая в квартире Римского-Корсакова. В этой квартире, расположенной во флигеле Загородном проулке Петербурга, композитор прожил последние 15 лет своей жизни. Здесь он работал, занимался с учениками, принимал гостей и редактировал произведения своих друзей.
Столовая в квартире Римского-Корсакова. В этой квартире, расположенной во флигеле Загородном проулке Петербурга, композитор прожил последние 15 лет своей жизни. Здесь он работал, занимался с учениками, принимал гостей и редактировал произведения своих друзей.

Опера «Князь Игорь» была завершена в 1887 году Римским-Корсаковым и Глазуновым. Вероятно, что к оркестровке знаменитых половецких танцев из второго акта также был привлечен Лядов. Римский-Корсаков привлекал к редакторской работе своих учеников, тем самым формируя первую русскую композиторскую школу и передавая опыт от поколения к поколению.

Редакции Римского-Корсакова, который нередко исправлял своих товарищей, менял гармонии и ритмы, подвергались серьезным нападкам. Но благодаря этой глобальной работе были сохранены и представлены публике многие величайшие произведения русской музыки.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку