Китай зарегистрировал первый в своей истории квартальный дефицит прямых иностранных инвестиций (ПИИ), который аналитики агентства Рейтерс связывают с мерами западных правительств по «снижению рисков», а также с регулированием курса со стороны Центробанка КНР. (власти стремятся обуздать продажу юаней и обмен их на доллары, поскольку видят проблемы с оборотом валют).
В период с июля по сентябрь ПИИ составили $11.8 млрд, и в среднесрочной перспективе вряд ли они будут расти из-за геополитической напряженности — западные инвесторы предпочтут вложения в дружественные развивающиеся экономики для снижения рисков.
Процентные ставки за пределами Китая «выше, и дольше», чем внутри страны, поэтому китайский бизнес выводит деньги за пределы Поднебесной.
Всё это отражается на инвестиционной привлекательности Китая, которому в среднесрочной перспективе Международный валютный фонд (МВФ) прочит замедление экономического роста из-за снижения производительности труда и проблемы старения населения. Если в 2023 году китайская экономика (ВВП) вырастет на 5.4%, то в 2024 — на 4% и далее будет расти к 2028 году на 3.5% в год.
Неудивительно, что несмотря на усилия «Один пояс — один путь» по приобретению авторитета в развивающихся странах (это привело к долгу более чем 1 триллион долларов перед КНР со стороны государств с низким и средним уровнем доходов, по сообщению AidData), люди во всём благополучном мире отдают предпочтение перспективам развития США.
Согласно последнему опросу вашингтонского исследовательского центра Pew Research Center, общественное мнение в 24 странах, в основном богатых, становится всё более благосклонным к Соединенным Штатам, чем к Китаю. По данным последнего исследования, 58% опрошенных положительно отнеслись как к партнёру к США и только 21% — к Китаю (в 2019 году — 31% и 28% соответственно).
Разрыв в ощущении благоприятности двух крупнейших экономик мира увеличился после того, как президент Джо Байден вступил в должность в 2021 году, говорится в отчете. Репутация лидеров всегда имеет влияние на репутацию экономики, кроме того, различается по странам.
Наиболее значительными изменения оказались в Польше, Японии и Южной Корее, где более 70% респондентов положительно оценили США и менее чем 30% Китай. В частности, 83% поляков выразили доверие США, и только 7% — Китаю. Хорошие результаты американцы получили в такой стране, как Германия.
По данным Бюро экономического анализа США, в 2022 году более 85% транзакций ПИИ были связаны с европейскими (57%), канадскими (21%) инвесторами и представителями развитых восточных стран: Японии, Сингапура и Южной Кореи (9%).
Аналитики связывают это в частности с грамотной политикой американского президента, который провёл встречи с лидерами соседей Китая и укрепил партнёрство в Индо-Тихоокеанском регионе, Конкурент своё положение потерял. Аналогичные процессы были зафиксированы в Мексике, Южной Африке и Индонезии.
Китай же смог обогнать США в Нигерии, где авторитет американцев упал. Из развитых стран с высоким доходом к нему благоволят итальянцы, уверенные, что Поднебесная — экономический лидер в мире.
Отдельной строкой стоит Россия, для которой сегодня Китай — главный инвестиционный партнёр. Как сказал ТАСС министр экономического развития Максим Решетников, Россия и Китай реализуют 79 крупных совместных проектов и инвестируют в них около $170 млрд.
Это соответствует отношению россиян к Китаю и США. Если четверть россиян за последнее время улучшила отношение к КНР (всего стратегическим партнёром и добрым соседом страну считает 56% респондентов), то к американцам 55% россиян относятся крайне негативно — тренд на ухудшение репутации наметился в 2014 году.