Зара Долуханова. Памяти бельканто ХХ века

Зара Долуханова. Памяти бельканто ХХ века

15 марта музыкальный мир вспоминает Зару Долуханову, которая появилась на свет в этот день в 1918 году. В историю исполнительского искусства она вошла как обладательница колоратурного меццо-сопрано, безграничного обаяния и прекрасного вкуса.

Из Москвы в Ереван

Девочка Заруи родилась в Москве после революции в семье инженера-механика Агаси Макарьяна и его супруги Елены. В армянской семье музыка была в почете: папа играл на фортепиано и скрипке, мама очаровательно пела армянские народные песни. Заруи и ее сестра Дагмара учились музыке с ранних лет. Зара начала свой путь в мир музыки с освоения скрипки и училась в Музыкальном техникуме им. Гнесиных, но вскоре открылся ее прекрасный голос и путь юной девушки был определен.

Начать карьеру певицы Заре помог первый супруг Александр Долуханян – армянский композитор. Он уговорил юную супругу уехать в Ереван, где она вскоре была приглашена в качестве солистки в Армянский театр оперы и балета им. Спендиарова. В столице Армении, Ереване, Зара Долуханова блистала в главных партиях практически всех оперных постановок театра.

С началом Великой Отечественной войны музыкальная жизнь Еревана оживилась. Эвакуированные деятели искусств и культуры наполнили город. Общение с музыкантами из Москвы и Ленинграда для Зары Долухановой стало судьбоносным. В 1943 году 25-летняя певица принимает решение покинуть театр и продолжить свою карьеру как камерная исполнительница.

Зара Александровна Долуханова (1918 – 2007)
Зара Александровна Долуханова (1918 – 2007)

Из Еревана в Москву

В 1944 году Зара Долуханова возвращается в Москву по приглашению Всесоюзного радио и телевидения. Ее записи камерной музыки и оперных арий, сделанные за годы работы здесь, составляют золотой фонд советской музыки.

В 1949 году молодая артистка получает первое широкое признание и известность: она становится победительницей  II Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Будапеште. С 1959 года становится солисткой Московской филармонии.

Гастрольная карта Зары Долухановой впечатляет: она регулярно выступала на лучших концертных сценах Европы, Америки, Азии и Австралии. Ей рукоплескали слушатели в ГДР, Италии, Франции, Греции, США, Великобритании, Японии, Израиле и многих других странах.

С. Рахманинов. «Сирень». Фантастическое владение голосом, умение передать в звуке самые тонкие эмоции, высочайшая сценическая культура – Зара Долуханова приковывает к себе все внимание слушателей. Эту магию не в силах нарушить даже несовершенная кинопленка советских лет.

Исполнительница всегда стремилась к развитию, ежедневно занималась вокалом. В момент расцвета своей певческой карьеры она окончила Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, так как видела свое предназначение в педагогической деятельности и передаче опыта молодым артистам. С 1972 года она стала преподавать в своей Альма-матер, в 1980-85 годах возглавляла кафедру сольного пения и получила звание профессора.

Первая во всем

Репертуар Зары Долухановой был поистине впечатляющий. Она охватила произведения от начала XVIII века до сочинений современников Шостаковича, Щедрина, Таривердиева. Она первая открывала для советского слушателя забытую музыку Перголези, Скарлатти и Страделла.

Первая из советских вокалистов стала петь произведения на языке оригинала. Ей выпала честь стать первой советской исполнительницей главной партии в опере «Золушка» Россини (1950) и первой исполнить Розину на языке оригинала в другой опере великого итальянца «Севильский цирюльник». Эти записи были эталоном исполнения музыки Россини в СССР.

Бах – Гуно. Ave Maria. Безукоризненное владение звуком – наследие эпохи Бельканто, прекрасного пения. Полностью совпадая с настроениями своей эпохи, Зара Долуханова несла это великое искусство прошлого к широкому кругу слушателей. Ее выступления показывали по телевидению и ставили по радио, пластинки расходились огромными тиражами.

Зара Долуханова одной из первых стала включать в свои камерные концерты сочинения современных советских композиторов. Публика, ожидавшая от певицы классики, не сразу восприняла это нововведение. Но Долуханова продолжала исполнять современную музыку в своих программах и добилась ее признания среди поклонников своего творчества.

Она изумляла публику музыкальностью и культурой исполнения, изысканностью программ, изумительно красивым голосом и виртуозной техникой. На её концерты ходили как в храм.

Елена Образцова о Заре Долухановой

Невероятно требовательная к себе – от вокальных нюансов до всегда безупречного внешнего вида – Долуханова ушла со сцены в 1983 году, будучи на пике формы. Она продолжала преподавать, участвовала в жюри певческих конкурсов и со всей внутренней страстью отдалась новому увлечению – живописи.

Великая Зара Долуханова ушла 4 декабря 2007 года.  Еще при жизни ее имя – с армянского оно переводится как «жрица храма огня» — было присвоено одной из звезд Млечного пути.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку