Женщины в жизни Моне были источником вдохновения, творческого сотрудничества и поддержки.
За блестящим творчеством Клода Моне личная жизнь художника обычно остаётся в тени. И это правильно, однако часто детали биографии позволяют увидеть его произведения в новом свете.
В своей новой книге «Моне: Беспокойный взгляд» искусствовед Джеки Вулшлегер взяла за основу множество ранее непереведенных документов из французского пятитомника о Моне, выдвинув на первый план личную историю импрессиониста и проливая свет на часто упускаемых из виду женщин, которые повлияли на его творчество.
Самая заметная муза Моне, Камилла Донсье, появилась в его самых ранних шедеврах, таких как «Завтрак на траве» (1865-66) и «Камилла, или портрет дамы в зелёном платье» (1866), которые обеспечили выдающийся дебют Моне на Парижском салоне.
Отношения Моне и Донсье начались, когда ей было 18, а ему — 25. Её происхождение остаётся туманным, но считается, что родители Донсье были небогатыми торговцами, а молодости Камилла работала моделью и так они познакомились. Вульшлегер предполагает, что свёл их общий интерес к театру.
Донсье присутствует на бесчисленных картинах Моне в 1860-70 годах. Но, по мнению писательницы, она не была пассивной фигурой, а активным соавтором этих работ благодаря её модельному таланту. Известно, что Моне пытался несколько раз повторить картину «Прогулка. Дама с зонтиком», известную также как «Камилла Моне с сыном Жаном» (1875), с падчерицей от второго брака, но та упала в обморок, пытаясь позировать подобно Камилле.
Денежные проблемы преследовали Моне и Донсье как до, так и после рождения их первого сына Жана в 1867 году. Поэтому Моне и другие импрессионисты на заре своего движения часто посещали замок Роттембур, роскошное поместье коллекционера Эрнеста Ошеде, в надежде продать ему картины.
Там Моне сблизился с этой семьёй, включая молодую хозяйку — Алису. Некоторые эксперты считают, что младший сын Алисы — Жан-Пьер был сыном художника. В 1878 году, после того как Ошеде разорились, семья бывшего покровителя переехала в дом Моне в Ветёе. Так они вместе пережили смерть Камиллы, которая долго болела, и за которой ухаживала Алиса. Их отношения получили официальный статус лишь в 1892 — через год после того, как умер Эрнест Ошеде.
Большая семья — двое своих детей и пятеро от Эрнеста — побудила художника активно искать стабильный заработок, в том числе в возобновлении сотрудничества с Салоном.
Алиса появилась на нескольких работах Моне, однако он его всё больше влекли пейзажи. В отличие от Донсье, которая была пластичной музой, присутствие Ошеде повлияло на его творчество по-другому.
Её сильная и эмоционально напряжённая натура нашла отражение в бурных драматических морских пейзажах, которые он создал в этот период.
Этот сдвиг в стиле Моне свидетельствует, что каждая женщина в его жизни по-своему повлияла на его творческую эволюцию.
Моне считал Алису своей соратницей и второй половинкой вплоть до её смерти в 1911 году, которая вновь погрузила его в траур.
«Мой бедный друг, всё кончено. Моя любимая спутница умерла сегодня утром в четыре часа. Я растерян, потерян. Твой друг. Клод Моне», — писал художник своему другу Гюставу Жеффруа.
Его падчерица Бланш Ошеде, которая вышла замуж за его сына Жана в 1897, стала художницей и помогала ему в работе.
Когда в 1914 году Жан преждевременно скончался Бланш переехала в дом свёкра-отчима и сыграла значительную роль в его жизни и творчестве в последние годы жизни.
Её присутствие обеспечивало Моне как эмоциональный комфорт, так и практическую поддержку. Этот период личностного и профессионального обновления привёл Моне к созданию его самой грандиозной серии «Кувшинки».
Преданная забота Бланш и дружеское общение, вероятно, помогли Моне сосредоточиться на его монументальных работах. Её поддержка, вероятно, подпитывала его творческий порыв.
Моне величайший художник своего времени, и в какой-то мере этот успех был обусловлен его окружением, особенно женщинами, которые его любили, и которых он любил.
P.S. Первая иллюстрация в этой статье — фрагмент картины Эдуарда Мане — «Семья Моне в саду».