Трудно поразить искушенного московского зрителя чем-то, им ранее не виданным. На этой неделе, 27 ноября — 2 декабря 2017 года лучшие культурные учреждения Москвы предложат нам освежить в памяти непреходящие шедевры классического искусства.
28 ноября театр им. Вахтангова представит премьерный спектакль Натальи Ковалёвой, поставленный по бессмертной повести Николая Лескова «Очарованный странник». В роли странника — заслуженный артист России Игорь Карташев.
Повесть была написана в рамках цикла о русских праведниках в 1872 году. В её основе — услышанное и увиденное Николаем Семёновичем во время паломничества на Валаам. По форме произведение представляет собой воспоминание о странствиях героя, о его жизни в татарском плену, освобождении из него и обретении мудрости.
В советское время «Очарованный странник» был дважды экранизирован — в 1962 и 1990 годах, а в постсоветское время к произведению обратился композитор Родион Щедрин, создавший в 2002 году одноименную оперу.
Воплощение образа странника произведено Игорем Карташевым (род. 1960) — человеком, одарённым во всех трёх главных искусствах: театральном, музыкальном и художественном. Известный по своим разноплановым ролям в игровом кино, на сцене Вахтангова он недавно блестяще представил глубоко трагический образ Ричарда Третьего.
29 ноября в Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ им. А.С. Пушкина) откроется выставка «Передвижники и импрессионисты. На пути в ХХ век», подготовленная совместно с Третьяковской галереей. Основная цель экспозиции — показать диалог русской и западной культур. Выставка объединит работы Валентина Серова, Ильи Репина, Владимира Маковского, Алексея Саврасова, Николая Ярошенко, Эдуарда Мане, Клода Моне, Альфреда Сислея, Камиля Писсарро, Огюста Ренуара.
Передвижничество (Товарищество передвижных выставок или «Бунт четырнадцати») — это феномен русского искусства XIX века, который родился в недрах академической живописи. Во второй половине XIX века академизм стал настолько противоречить духу творчества талантливых русских художников И. Крамского, Н. Ге, В. Перова, что они отделились от Академии с её бесконечными запретами и установлениями и основали собственные выставки. Эти художники ощущали себя частью русского народа, современной жизни и помимо экспонирования произведений занимались просвещением народа.
Импрессионизм — это явление французское. Оно происходит от французского impression — впечатление и возникло от одноименной картины Клода Моне, выставленной в 1874 году в мастерской фотографа.
Как и русские передвижники, французские художники хотели быть ближе к своему народу. Но основы этих школ — общеевропейские и тесно связаны с революционным XIX веком и его философией.
2 декабря начнётся блистательный XVI Международный фестиваль фламенко ¡Viva España! Он продлится до 10 декабря и даст возможность русскому зрителю зажечься от пламени испанских танцев и почувствовать глубокую драматургию Федерико Гарсия Лорки и его «Дома Бернарды Альбы». Программу концертов фестиваля можно найти здесь.