Алроса будет вытеснять De Beers в дружественных странах

алмазы

Конкурентная борьба между двумя ключевыми игроками мирового рынка алмазов — российской «Алроса» и американской De Beers, разгорается с новой силой. Первым алмазы из РФ на своей территории запретил американский президент, при этом подчеркнув, что «Алроса» — крупнейшая в мире компания-поставщик алмазов (в России она занимает 90%, а мире — 28%, почти треть).

Теперь к США, после долгих колебаний, решил присоединиться Евросоюз, который включил алмазы в 12й пакет санкций за проведение военной спецоперации на Украине (СВО). С января здесь будет запрещен импорт, покупка или передача российских непромышленных природных и синтетических алмазов, а также ювелирных изделий с бриллиантами из РФ.

Запрет распространяется на алмазы российского происхождения, экспортируемые из России и транзитом через Россию, а также российские алмазы, обработанные за рубежом (для этой категории, однако, запрет вступит в силу с сентября 2024 года).

Мера коснётся и дружественные страны, например, Индию, на долю которой приходится 90% всей огранки и полировки алмазов в мире, и которая активно использовала для изготовления бриллиантов алмазы из РФ.

За последние несколько лет западное общество было подготовлено к переходу на новый технологический уклад. Молодой потребитель предпочитает совершать покупки более экологично, хочет знать, где и как добываются алмазы, и отдаёт предпочтение электронной коммерции. Это упростит применение санкций на территории США и Евросоюза, но не в третьих странах, которые ещё не приняли новых правил игры. Игры, разработанной конкурентом «Алросы» — De Beers, который оставил за собой половину глобального рынка (40% алмазов потребляются только в США).

Происхождение алмазов находилось в центре внимания алмазной отрасли на протяжении почти двух десятилетий, начиная с Кимберлийского процесса (КП) в 2003 году, потому что люди не хотели покупать алмазы, добытые на крови в странах, охваченных военными конфликтами. Затем «Принципы передовой практики»(BPP), представленные De Beers Group, расширили критерии ответственности продавца до набора этических, финансовых и управленческих стандартов, а в 2005 году были оформлены «Совет по ответственной ювелирной торговле» (RJC) и его «Кодекс практики». Конечно, согласно правилам De Beers.

Антон Силуанов — российский министр финансов и одновременно глава наблюдательного совета «Алроса», пообещал находить новые рынки для алмазов из РФ взамен европейского и американского. Среди ключевых покупателей алмазов помимо США и Евросоюза есть и дружественные регионы — Индия, Китай и Ближний Восток. В борьбе за этих потребителей будут сражаться между собой российская «Алроса» и американский De Beers.

На протяжении тысячелетий  бриллианты были высшим символом любви между двумя людьми (конечно, в основном для состоятельных людей с доходом свыше $10’000 в месяц). Сегодня они превращаются в новое яблоко раздора между двумя частями европейской цивилизации. Это не столько политика, сколько борьба за $4.5 миллиарда в год.

Алмазный рынок не единственный, кто пострадал от нового пакета санкций. Европа «наказала» ограничениями российских экспортёров медной и алюминиевой проволоки, фольги, трубок, сжиженного пропана и запретила своим экспортёрам поставлять в Россию химикаты, литиевые батареи, термостаты, некоторые электродвигатели, которые могут быть использованы в производстве дронов, некоторые станки и детали. Всё это якобы может использоваться для военных нужд.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку