Австрия, которую российский МИД назвал «одним из ключевых европейских партнёров в России», с 2016 года и до начала спецоперации (СВО) на Украине наряду с Германией была крупнейшим инвестором в РФ. В 2021 году страна вложила в российскую экономику $6 миллиардов, а вернула в виде российских инвестиций в австрийскую экономику $29 миллиардов.
И 70% австрийских инвесторов остаются в России до сих пор, чем очень недовольны украинские СМИ.
Австрийцев привлекает российский газ, который необходим для экономики страны, россиян — богатое австрийское культурное наследие и горнолыжные курорты Австрии. Крупными инвесторами в последние являлись вдова мэра Москвы Елена Батурина и российский олигарх Олег Дерипаска. Список бывших и нынешних владельцев ещё можно продолжать.
К сожалению, российско-западная экономическая война вынудила российских собственников продать такие жемчужины отельного бизнеса, как Maximilian и Serfaus в Альпах. На ряд других был наложен арест с невозможностью продажи активов.
Главу девелоперской компании RDI Дмитрия Аксёнова весьма интересует арт-рынок австрийской столицы, что, по его словам, помогает формировать положительный имидж компании в стране и за рубежом. Однако его спонсорство крупнейшей австрийской выставки Vienna Contemporary было поставлено под угрозу в связи с проведением СВО.
С началом операции Вена попала под давление американских и европейских партнёров, которые стали не только менять политический ландшафт Австрии, но и требовать от страны сокращения экономического присутствия в России и российского — в Австрии. Оно действительно произошло в связи с двукратным падением поставок газа (данные на ноябрь 2022 года) и уходом из России таких гигантов как OMV.
Австрийская экономика тяжело переживает последствия СВО. Её основные драйверы — промышленность, зависящая от российского газа, и туризм. Последний страдает также от погодных условий — тёплой зимы, когда недостаток снега снижает привлекательность горнолыжных курортов. Падение же доли в поставках российского газа с 80% до 40% привело к резкому увеличению стоимости энергоносителей.
Только 5% австрийских компаний твёрдо и бесповоротно оставили Россию, среди них — Swarovski; остальные заявившие об уходе делают это неспеша.
К сожалению, под нажимом уходят важнейшие и крупнейшие из австрийских компаний (активы $36 миллиардов), а остаются зачастую более мелкие (активы $17 миллиардов), которые не хотят терять 34-миллиардную годовую выручку.
70% представителей австрийского бизнеса по-прежнему работают в России и инвестируют в нашу страну, чему не противоречат и официальные заявления представителей европейского бизнеса (АЕБ) и спикера Госдумы В. Володина, который определяет долю оставшихся европейских компаний как 76%.
Под особым давлением находится Raiffeisen Bank, который входит в число значимых финансовых учреждений России.
Тысячи австрийских предпринимателей потребовали от правительства в ноябре 2022 года отменить санкции против России и запустить «Северный поток», а также оставаться нейтральными в политическом противостоянии. Однако канцлер Австрии Карл Нехаммер предложение бизнеса не поддержал, подчеркнув, что понимает последствия своих политических решений.
Аналитики ING говорят о том, что ожидают в Австрии ещё один сложный год — 2023, когда ВВП страны снизится на -0.8%.