Когда Ивану Бунину, первому из русских писателей, присуждали Нобелевскую премию по литературе в 1933 году, подчёркивалось, что он раскрыл в своём творчестве «типично русский характер». Хотя творчество писателя вызывало жаркие споры, и в жюри не без лёгкой иронии хвалили его «строгий художественный стиль», номинант предоставил возможность Нобелевскому комитету в своём лице высоко оценить уходящую традицию русской словесности.
Нобелевский комитет искал тех, кто продолжал традиции великой русской литературы XIX века тогда, когда в самой России произошёл с ней разрыв. Европейская интеллектуальная элита таким образом хотела поддержать писателей, которые сохраняли связь с русской национальной традицией и которые пользовались авторитетом в эмигрантских кругах. Прежде всего, искали писателей «передовых», которые «вписывались» в европейский культурный ландшафт.
Альтернативами Ивану Бунину могли стать Дмитрий Мережковский, Иван Шмелев и Максим Горький, также выдвинутые на соискание Нобелевской премии по литературе в 1933 году. К сожалению, предложенная кандидатура Александра Куприна вскоре была снята (не нашлось тех, кто похлопотал бы за него).
Учитывая, что Максим Горький был ярким представителем партии большевиков, о присуждении премии ему не могло быть и речи. Иван Шмелёв был подчёркнуто православным писателем, и хотя получил поддержку Томаса Манна и Константина Бальмонта, поддержка Роменом Ролланом Бунина была сильней. А Иван Алексеевич, со своей стороны, отказывался делить её с коллегами по цеху — Мережковским, в частности. Так он стал единственным кандидатом премии 1933 года, который победил.
Когда Иван Бунин стал признанным представителем выдающихся русских писателей-изгнанников, ставших ненужными своей стране, 120 тысяч франков из более чем 700 тысяч (170331 крон) он отдал нуждающимся русским писателям, в том числе 5 тысяч лично Александру Куприну. Большая же часть этих средств пошла на выплату долгов или «сгорела» в неудачных вложениях капитала. В этом, как и в своём творчестве, Бунин был типичный русский интеллигент, непрактичный, ищущий и ориентировавшийся на духовные указания Льва Толстого.
Сегодня в рамках открытия 17го Международного кинофестиваля «Русское зарубежье» был представлен фильм «Бунинъ» Андрея Судиловского, где проливается яркий свет на события тех лет. Режиссер проследил весь путь этого человека и творца, через призму внутреннего мира и жизненных перипетий, где в центре повествования находилось получение писателем Нобелевской премии.
Красивые фото, позировать в которых известный писатель был не прочь, раскрывают перед нами любящего путешествовать и наслаждаться природой человека. Красивые женщины, которых Бунин болезненно любил, глядели на нас с глубокой грустью в глазах — хорошим мужем ему не довелось стать. Красивая светская жизнь, последовавшая за получением Буниным Нобелевской премии по литературе, была показана на фоне непростых личных взаимоотношений с людьми. В конце жизни он и вовсе подвергся остракизму со стороны русской эмиграции.
Иван Бунин закончил жизнь в тяжёлых условиях, он был одинок, его единственный сын умер от скарлатины в возрасте пяти лет, а популярность в качестве единственного нобелевского лауреата по литературе из России лишь позволяла ему принимать пожертвования от поклонников и на эти средства с трудом существовать.
Андрей Судиловский признался, что в работе над картиной открыл для себя Ивана Бунина-поэта, и восхитился его стихам. Писателю это было бы очень приятно услышать — ведь Бунин искренне досадовал, что был оценен жюри как прозаик, а не поэт.
Действительно, звучащие в фильме стихотворения — это наше упущение, следствие образования советской эпохи, где Бунина ценили как реалиста, описавшего убогий быт крестьян в дореволюционной России, а не как творца.
В то же время, режиссёр среди множества исследованных документов был вынужден опустить те, которые неприятно поразили его. Если объективно относиться к творчеству этого писателя, то отношение к женщинам — явно не его сильная сторона.
Вторая глубокая проблема писателя как русского интеллигента и «толстовца» — это отношение к Церкви. Он так и не смог примириться с ней и обрести душевный покой.
Несмотря ни на что, в профессии Иван Бунин преуспел, и на момент своей смерти оставался единственным из русских получателем Нобелевской премии по литературе.
Впоследствии эмигрантская литература более не поддерживалась, ведь советскую власть признали за рубежом, и в качестве нобелевских лауреатов-коллег к Бунину присоединились писатели родом из СССР: Борис Пастернак и Михаил Шолохов за продолжение «традиций русского эпоса», и Александр Солженицын, «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы».
Советских писателей с большой натяжкой можно отнести к продолжателям традиций русской литературы XIX века, ведь чтобы изображать типичный русский характер нужно его иметь и жить в условиях, которые позволяют его реализовать.