Как «типично русский характер» получил приз за умирающую русскую литературу

Как "типично русский характер" получил приз за умирающую русскую литературу

Когда Ивану Бунину, первому из русских писателей, присуждали Нобелевскую премию по литературе в 1933 году, подчёркивалось, что он раскрыл в своём творчестве «типично русский характер». Хотя творчество писателя вызывало жаркие споры, и в жюри не без лёгкой иронии хвалили его «строгий художественный стиль», номинант предоставил возможность Нобелевскому комитету в своём лице высоко оценить уходящую традицию русской словесности.

Нобелевский комитет искал тех, кто продолжал традиции великой русской литературы XIX века тогда, когда в самой России произошёл с ней разрыв. Европейская интеллектуальная элита таким образом хотела поддержать писателей, которые сохраняли связь с русской национальной традицией и которые пользовались авторитетом в эмигрантских кругах. Прежде всего, искали писателей «передовых», которые «вписывались» в европейский культурный ландшафт.

Альтернативами Ивану Бунину могли стать Дмитрий Мережковский, Иван Шмелев и Максим Горький, также выдвинутые на соискание Нобелевской премии по литературе в 1933 году. К сожалению, предложенная кандидатура Александра Куприна вскоре была снята (не нашлось тех, кто похлопотал бы за него).

Учитывая, что Максим Горький был ярким представителем партии большевиков, о присуждении премии ему не могло быть и речи. Иван Шмелёв был подчёркнуто православным писателем, и хотя получил поддержку Томаса Манна и Константина Бальмонта, поддержка Роменом Ролланом Бунина была сильней. А Иван Алексеевич, со своей стороны, отказывался делить её с коллегами по цеху — Мережковским, в частности. Так он стал единственным кандидатом премии 1933 года, который победил.

заграничный паспорт Бунина
заграничный паспорт Бунина

Когда Иван Бунин стал признанным представителем выдающихся русских писателей-изгнанников, ставших ненужными своей стране, 120 тысяч франков из более чем 700 тысяч (170331 крон) он отдал нуждающимся русским писателям, в том числе 5 тысяч лично Александру Куприну. Большая же часть этих средств пошла на выплату долгов или «сгорела» в неудачных вложениях капитала. В этом, как и в своём творчестве, Бунин был типичный русский интеллигент, непрактичный, ищущий и ориентировавшийся на духовные указания Льва Толстого.

Сегодня в рамках открытия 17го Международного кинофестиваля «Русское зарубежье» был представлен фильм «Бунинъ» Андрея Судиловского, где проливается яркий свет на события тех лет. Режиссер проследил весь путь этого человека и творца, через призму внутреннего мира и жизненных перипетий, где в центре повествования находилось получение писателем Нобелевской премии.

Красивые фото, позировать в которых известный писатель был не прочь, раскрывают перед нами любящего путешествовать и наслаждаться природой человека. Красивые женщины, которых Бунин болезненно любил, глядели на нас с глубокой грустью в глазах — хорошим мужем ему не довелось стать. Красивая светская жизнь, последовавшая за получением Буниным Нобелевской премии по литературе, была показана на фоне непростых личных взаимоотношений с людьми. В конце жизни он и вовсе подвергся остракизму со стороны русской эмиграции.

Иван Бунин закончил жизнь в тяжёлых условиях, он был одинок, его единственный сын умер от скарлатины в возрасте пяти лет, а популярность в качестве единственного нобелевского лауреата по литературе из России лишь позволяла ему принимать пожертвования от поклонников и на эти средства с трудом существовать.

Андрей Судиловский признался, что в работе над картиной открыл для себя Ивана Бунина-поэта, и восхитился его стихам. Писателю это было бы очень приятно услышать — ведь Бунин искренне досадовал, что был оценен жюри как прозаик, а не поэт.

Действительно, звучащие в фильме стихотворения — это наше упущение, следствие образования советской эпохи, где Бунина ценили как реалиста, описавшего убогий быт крестьян в дореволюционной России, а не как творца.

В то же время, режиссёр среди множества исследованных документов был вынужден опустить те, которые неприятно поразили его. Если объективно относиться к творчеству этого писателя, то отношение к женщинам — явно не его сильная сторона.

Вторая глубокая проблема писателя как русского интеллигента и «толстовца» — это отношение к Церкви. Он так и не смог примириться с ней и обрести душевный покой.

Андреев, Скиталец, Горький, Шаляпин, Бунин, Телешев и Чириков.
Андреев, Скиталец, Горький, Шаляпин, Бунин, Телешев и Чириков.

Несмотря ни на что, в профессии Иван Бунин преуспел, и на момент своей смерти оставался единственным из русских получателем Нобелевской премии по литературе.

Впоследствии эмигрантская литература более не поддерживалась, ведь советскую власть признали за рубежом, и в качестве нобелевских лауреатов-коллег к Бунину присоединились писатели родом из СССР: Борис Пастернак и Михаил Шолохов за продолжение «традиций русского эпоса», и Александр Солженицын, «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы».

Советских писателей с большой натяжкой можно отнести к продолжателям традиций русской литературы XIX века, ведь чтобы изображать типичный русский характер нужно его иметь и жить в условиях, которые позволяют его реализовать.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку