Клавесин, холодильник и микроволновка: Сальери в Большом театре

Клавесин, холодильник и микроволновка: Сальери в Большом театре

Опера Антонио Сальери «Фальстаф, или Три шутки» впервые прозвучала в России. Премьера на камерной сцене Большого театра (Камерный музыкальный театр им. Покровского, ул. Никольская, 17) состоялась вчера, 10 марта. В ближайшие дни у меломанов есть возможность услышать искрометный оперный шедевр: спектакли идут 11, 12 и 13 марта, билеты еще есть в наличии.

Предупреждаем: постановка режиссёра Александра Хухлина решена в современной сценографии. Фальстаф предстает перед публикой в шортах и махровом халате, а выходную арию исполняет в пространстве между микроволновкой и холодильником. По музыкальной части все традиционно:  дирижёр-постановщик Иван Великанов управляет оркестром из-за клавесина, как положено в согласии с традициями времен Сальери.

Из истории оперы

Опера «Фальстаф, или Три шутки» создана Антонио Сальери (1750 – 1825) в так называемый поздний период творчества. Опера была впервые представлена в Вене в 1799 году, а свое последнее произведение в оперном жанре композитор создал в 1804.  После этого времени он практически полностью посвятил себя общественной деятельности и преподаванию.

Джозеф Виллиброрд Малер. Портрет Антонио Сальери. 1815.
Джозеф Виллиброрд Малер. Портрет Антонио Сальери. 1815.

В основу либретто Карло Просперо Дефранчески легла комедия Уильяма Шескпира «Виндзорские насмешницы». Сальери одним из первых в Европе обратился к творчеству великого англичанина и мастерски представил его сюжет на оперной сцене. Созданный в жанре опера-буффа, «Фальстаф» Сальери, во многом по следам «Свадьбы Фигаро» Моцарта (премьера в 1786), вывел этот легкий оперный жанр на новый художественный уровень. Яркие характеры, необычные повороты сюжета и музыка как важная часть действия – так можно кратко охарактеризовать эту оперу.

Премьера оперы прошла в январе 1799 года в придворном театре Вены. Успех постановки был впечатляющий. Судить об этом мы косвенно можем по Вариациям Людвига ван Бетховена, изданным в марте того же года на мелодию дуэта из оперы. Традиционно вариации в ту пору писали только на самые популярные музыкальные темы. Можно назвать их своего рода каверами XVIII века.

Дуэт «La stecca, la stessissima» разворачивается между миссис Форд и миссис Слендер, которые получают от Фальстафа любовные письма с абсолютно одинаковым текстом: «точно такое, вплоть за запятой, различие лишь в имени» поют героини, оценивая ситуацию как очень смешную.

В защиту Сальери

Упоминая имя Антонио Сальери, не можем не прояснить вопрос об его отношениях с Моцартом. С лёгкой руки А.С. Пушкина образ Сальери вошел в историю искусства как образ завистника и отравителя. Реальность кардинально отличалась от теории «Маленьких трагедий».

Современники Антонио Сальери и Вольфганг Амадей Моцарт были знакомы и находились в хороших отношениях. Сальери дирижировал в Вене симфониями Моцарта (в том числе, вероятно, одним из первых публичных исполнений соль-минорной симфонии №40) и с назначением на пост придворного капельмейстера вернул на сцену придворного театра Вены «Свадьбу Фигаро», которую очень высоко ценил. Сальери по приглашению Моцарта был на премьере «Волшебной флейты» в 1791 году. В письме к жене Констанции Моцарт упоминал, что Сальери остался под большим впечатлением и назвал оперу как достойную исполнения «перед величайшими монархами».

Страница подлинной рукописи Антонио Сальери. Композитор, имя которого тесно связано с Веной, родился в венецианском городке Леньяго. В наше время в городе работает театр, который носит имя Сальери и ежегодно проводит фестиваль в честь прославленного земляка.
Страница подлинной рукописи Антонио Сальери. Композитор, имя которого тесно связано с Веной, родился в венецианском городке Леньяго. В наше время в городе работает театр, который носит имя Сальери и ежегодно проводит фестиваль в честь прославленного земляка.

У Сальери не было оснований завидовать Моцарту. При жизни он был более успешным и знаменитым композитором, занимал пост придворного капельмейстера, фактически руководил музыкальной жизнью Вены и в последние два десятилетия жизни активно преподавал, воспитав целую плеяду известных европейских музыкантов. Моцарт, напротив, так и не нашел для себя теплого места в придворных кругах, не всегда был успешен в коммерческом продвижении своих произведений и не пользовался большой популярностью как педагог: незадолго до смерти у него было всего 2 ученика и он тщетно пытался найти желающих заниматься с ним.

Легкая, светлая и жизнерадостная музыка увертюры к опере «Фальстаф, или Три шутки» Антонио Сальери – достойная характеристика одного из величайших композиторов классицизма.

Хотелось бы сказать, что время расставило все по своим местам. Но творчество Сальери достойно большего внимания и уважения. Его же музыка, большей частью, ушла в тень творений гения Моцарта, а репутация добропорядочного музыканта оказалась осквернена необоснованными обвинениями.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку