Соль-минорная симфония Моцарта: какая из двух?

Соль-минорная симфония Моцарта: какая из двух?

Сороковая симфония Моцарта – одно из наиболее известных и часто звучащих в мире классических музыкальных произведений. Взволнованная тема первой части в исполнении скрипок стала одним из символов моцартовского гения. Кажется, что об этой симфонии исследователям и любителям музыки известно практически все. Но от нее тянется так много ниточек, что всегда можно найти новую пищу для ума и сердца.

Фигура В.А. Моцарт по сей день окутана множеством тайн и загадок. Например, этот неизвестный мужчина на портрете Иоганна Георга Эдлингера (примерно 1790) может быть не кем иным, как Моцартом. Композитор в зрелые годы не заказывал парадных портретов. Многочисленные профили и изображения композитора, известные сегодня, вероятно, - часть маркетинга по созданию его образа в мировом искусстве и культуре.
Фигура В.А. Моцарт по сей день окутана множеством тайн и загадок. Например, этот неизвестный мужчина на портрете Иоганна Георга Эдлингера (примерно 1790) может быть не кем иным, как Моцартом. Композитор в зрелые годы не заказывал парадных портретов. Многочисленные профили и изображения композитора, известные сегодня, вероятно, — часть маркетинга по созданию его образа в мировом искусстве и культуре.

В симфоническом творчестве Моцарт лишь дважды обратился к минорной тональности. Но оба раза выбор пал на соль минор. За 15 лет до создания сороковой симфонии Моцарт написал другую соль-минорную симфонию, которая получила порядковый номер 25.  Исследователи музыки нередко называются их Большой и Маленькой симфонией соль минор.

Большая симфония соль минор

Летом 1788 года, а точнее между серединой июля и 10 августа, Моцарт пишет цикл из трёх последних симфоний: №39 ми мажор, №40 соль минор и №41 до мажор. Последняя сегодня известна под названием «Юпитер». Предположительно, его дал не композитор.

Моцарт создал эти симфонии для исполнения в концертном сезоне 1788/1789 года в рамках концертной программы по подписке. В итоге запланированный концерт не состоялся и точные обстоятельства премьеры этих произведений нам не известны. Скорее всего, они прозвучали в доме барона фон Свитена. Не исключено, что произведения также могли быть публично исполнены в 1789 и 1790 годах в Дрездене, Лейпциге, Франкфурте или Вене. Об этом свидетельствуют программки концертных программ с указанием на исполнение «большой симфонии господина Моцарта».

Кстати, концертом в Вене в качестве дирижёра руководил Антонио Сальери. А в составе венского оркестра находились братья Антон и Иоганн Штадлер – одни из первых европейских кларнетистов. Кларнет в то время только начинал свой путь в симфоническом оркестре, состав которого продолжал формироваться и обрастать новыми тембрами. В 1791 году Моцарт обратился к 40-й симфонии второй раз и включил в нее партию двух кларнетов.

Маленькая симфония соль минор

Но перенесемся на 15 лет назад, когда 17-летний Моцарт пишет свою первую минорную симфонию. Симфония №25 была создана в октябре 1773 года на пути из Италии в Зальцбург.

Более менее достоверно судить о том, как выглядел гений, мы можем по детским изображениям. Леопольд Моцарт регулярно приглашал к своим детям художников. Последний прижизненный портрет Моцарта, достоверность которого подтверждена, запечатлел композитора в кругу семьи в возрасте 24 лет. Вольфганг Амадей и старшая сестра Мария Анна (в семейном кругу ее звали Наннерль) позируют художнику вместе с отцом Леопольдом Моцартом. С картины на стене на семейное музицирование смотрит покойная супруга Леопольда и мать Вольфганга Анна Мария. Картина кисти Иоганна Непомука делла Кроче (примерно 1780).
Более менее достоверно судить о том, как выглядел гений, мы можем по детским изображениям. Леопольд Моцарт регулярно приглашал к своим детям художников. Последний прижизненный портрет Моцарта, достоверность которого подтверждена, запечатлел композитора в кругу семьи в возрасте 24 лет. Вольфганг Амадей и старшая сестра Мария Анна (в семейном кругу ее звали Наннерль) позируют художнику вместе с отцом Леопольдом Моцартом. С картины на стене на семейное музицирование смотрит покойная супруга Леопольда и мать Вольфганга Анна Мария. Картина кисти Иоганна Непомука делла Кроче (примерно 1780).

Период с 1770 по 1774 годы Моцарт провел преимущественно в Италии и был практически полностью погружен в создание опер. К этому времени относятся «Митридат, царь Понтийский» (Милан, 1771), «Луций Сулла» (Милан, 1772). «Сон Сципиона» (Зальцбург, 1772), «Мнимая садовница» (Мюнхен, 1774). В Италии юный Моцарт знакомится с «Божественным богемцем» Йозефом Мысливечеком, композитором чешского происхождения, который оказал большое влияние на формирование моцартовского стиля.

Как и другие произведения, симфония «вылетела» из-под пера композитора практически моментально. Но сразу попала под цензуру строгого отца Леопольда Моцарта. В 17 лет Вольфганг сильно зависел от воли и решений отца, который видел развитие сына в оперном искусстве. Поэтому симфония была убрана на полку, а ее создание не афишировалось. Подобная участь постигла многие из так называемых «Зальцбургских симфоний» В.А. Моцарта – это 16 симфоний с №14 по №30, созданные в период с 1771 по 1777 годы.

В 1780-е годы, когда Вольфганг покинул службу при дворе архиепископа зальцбургского графа Коллоредо и остро нуждался в финансах, Леопольд отправил партитуру симфонии обратно сыну для исполнения ее в серии концертов.

«Буря и натиск»

Образный мир Симфонии №25 исследователи творчества Моцарта связывают с воздействием на композитора идей литературного движения Германии 1767  — 1785 годов Sturm und Drang («Буря и натиск»). Отказ от культа разума, поворот к эмоциональной стороне жизни, интерес к индивидуальности – движение стало предтечей эпохи романтизма. Оно отразило отторжение молодым поколением буржуа отсталых феодальных порядков и принятие витавших в воздухе Европы идей Великой французской революции.

Этот мятежный дух юношеского протеста, тревога и предчувствие великих перемен таятся в Симфонии №25. В свои 17 лет Моцарт объездил почти всю Европу, познакомился с известными композиторами и музыкантами своего времени, играл при дворах императоров, королей и аристократов. Вероятно, уже в это время в нем зарождалось желание порвать с традицией службы при дворе и потаканиями прихотям князя, стать свободным музыкантом и самостоятельно диктовать себе линию творческого развития. Все это, как в зерне, мы можем услышать в юношеской  Симфонии №25.

15 марта в Большом зале Московской консерватории «Большая» и «Маленькая» симфонии соль минор, а также увертюра к опере «Волшебная флейта» прозвучат в исполнении Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана, дирижёр – Павел Клиничев.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку