Новая Опера соединит шедевры Чайковского и фон Цемлинского

Новая Опера соединит шедевры Чайковского и фон Цемлинского

Новая Опера готовит премьеру. Одноактные оперы «Иоланта» П.И. Чайковского и «Карлик» А. фон Цемлинского прозвучат со сцены в едином спектакле, объединенные общей идеей прозрения.

Афиша спектакля «Иоланта/Карлик»
Афиша спектакля «Иоланта/Карлик»

Премьерная постановка состоится на сцене Московского театра Новая Опера им. Е.В. Колобова 21, 22, 23 и 25 апреля и объединит две одноактные оперы: «Иоланту» Петра Чайковского, которая вернется на сцену Новой Оперы после 10 лет отсутствия в репертуаре, и «Карлика» Александра фон Цемлинского, который прозвучит в театре впервые.

Постановочная группа спектакля – Денис Азаров (режиссер), Карен Дургарян (музыкальный руководитель и дирижер) и Алексей Трегубов (художник).

Спектакль «Иоланта/Карлик» по замыслу постановочной группы раскрывает зрителю два взгляда на одну тему. Главные герои двух историй-притч находятся в неведении: от Иоланты с рождения скрывают, что она слепа. Карлик не ведает о своем уродстве. Исход двух историй разительно отличается. Иоланта исцеляется от слепоты и находит свою любовь. Карлик погибает, узнав о своем уродстве и жестокости окружающих.

Испанской инфанте на день рождения дарят слугу-карлика, который не знает о своем уродстве. Легкомысленная принцесса легко внушает Карлику, что влюблена в него, а потом подстраивает так, чтобы он увидел свое отражение в зеркале. Осознав свое уродство, герой погибает от разбитого сердца.

Музыка оперы «Карлик» подобна бутылке шампанского – богатая оркестровка, яркие инструментальные эффекты, постоянная смена настроений. Настоящее пиршество для слуха даже не искушенного меломана.

В сюжете оперы «Карлик» исследователи склонны видеть историю отношений Александра фон Цемлинского и Альмы Шиндлер – будущей супруги Густава Малера. Цемлинский был обладателем весьма специфической внешности и терялся на фоне статной красавицы Альмы, в которую был влюблен. Правда девушка отвечала ему взаимностью и в последствии признавалась, что была очень сильно влюблена в композитора.

Две оперы тесно переплетаются между собой на сцене и в музыке. Герои двух историй появляются на сцене в течение спектакля, словно наблюдая друг за другом. Финал оперы Чайковского повторяется в начале второго акта спектакля.

Особый символизм в этих операх имеет белая роза – этот цветок, символ чистоты и непорочности, срывает Иоланта для Водемона. Этот же цветок Инфанта отдает Карлику, разрушая символ красоты и чистоты мира. Две главные героини – принцессы Иоланта и Инфанта – словно живут в двух параллельных мирах, которые реализуются на сцене созданием двух плоскостей действия, одно из которых – иллюзорно, так как в нем действуют куклы («Карлик») или прокручивается видео («Иоланта»).

Сам спектакль далек от сказки. Действие оперы Чайковского разворачивается в декорациях дорогой медицинской клиники, «Карлик» разыгрывается на роскошной вечеринке. Уход от привычных для воплощения сюжетов сказочных декораций замков позволяет полностью сосредоточиться на внутренних переживаниях героев. Ведь обе оперы несут мощный психологический посыл и раскрывают движения души своих героев, их переосмысление мира внутри себя и мира снаружи.

Опера «Карлик», созданная в 1919-1921 годах, несет весомый отпечаток увлечением операми Рихарда Вагнера и Рихарда Штрауса. Эта опера таит роскошь оркестрового письма, экспрессию высказываний, особый вокальный и инструментальный мелодизм. Интересно, что и опера «Иоланта» в этом контексте начинает звучать по-иному, раскрывая недоступные ранее психологические глубины.

Ария Иоланты в исполнении Аиды Гарифуллиной.

25 апреля Новая Опера порадует зрителей мощным составом исполнителей. В партии Карлика выступит Михаил Губский. К исполнению Водемона в «Иоланте» готовится Георгий Васильев. В Иоланту споёт Елизавета Соина, а Инфанту (Донну Клару) представит Елена Терентьева, чья чарующая партия феи недавно звучала в «Золушке».

Билеты можно успеть приобрести на сайте театра Новая Опера. Следующие показы спектакля запланированы на конец июня.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку