От Нижнего до Астрахани: майский музыкальный тур по Волге

От Нижнего до Астрахани: майский музыкальный тур по Волге

Май 1910 года принёс русской провинции знакомство с выдающимся русским пианистом и композитором Александром Скрябиным. Музыканта пригласил в турне по поволжским городам дирижёр Сергей Кусевицкий. Теплоход, идущий по Волге, принес в города Российской Империи глоток настоящего искусства.

Волжские туры Кусевицкого

Контрабасист, дирижёр и композитор Сергей Кусевицкий (1874 — 1951), женившись на дочери мецената с большим приданым, в начале ХХ века и до эмиграции из страны в 1921 году активно развивал музыкальную жизнь России. Он основал Российское музыкальное издательство, где печатались произведения Скрябина, Рахманинова, Стравинского и Прокофьева. В 1909 году в Москве музыкант собрал собственный симфонический оркестра, который гастролировал по Европе и городам России. Во главе коллектива стоял сам Кусевицкий: искусству дирижирования он обучился в Берлине у Артура Никиша, где дебютировал в премьере Второго фортепианного концерта Рахманинова с автором за роялем.

Сергей Кусевицкий
Сергей Кусевицкий

В 1910 году Кусевицкий организовал беспрецедентное гастрольное турне по поволжским городам. Углич, Тверь, Рыбинск, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Самара, Саратов, Царицын, Астрахань: в 12 городах было сыграно в общей сложности 19 концертов. В программе – музыка русских и европейских композиторов. Музыканты перемещались по Волге на арендованном теплоходе «Первый».

Пароход «Первый» вместил не только оркестр из 65 музыкантов, но также несколько солистов, директора фабрики роялей Дидерихса, немецкого художника Штерля, музыкальных критиков Риземана и Тидебель, музыковеда Сабанеева, зарубежных корреспондентов и сопровождающего поездку доктора. И, конечно, целый комплект музыкальных инструментов, включая концертный рояль.
Пароход «Первый» вместил не только оркестр из 65 музыкантов, но также несколько солистов, директора фабрики роялей Дидерихса, немецкого художника Штерля, музыкальных критиков Риземана и Тидебель, музыковеда Сабанеева, зарубежных корреспондентов и сопровождающего поездку доктора. И, конечно, целый комплект музыкальных инструментов, включая концертный рояль.

Хорошо помню, как, будучи ребенком, я разглядывал фотографию с изображением бородатых и усатых музыкантов <…>, входящих на борт волжского парохода, и другую, запечатлевшую всевозможные музыкальные инструменты: контрабасы, арфы, виолончели, которые грузили на тот же пароход. Я помню, как удивился, когда мне сказали, что это был оркестр Кусевицкого, отправлявшийся вниз по Волге для выступлений в волжских городах от Нижнего Новгорода до Астрахани. Это было похоже на сказку.

Владимир Набоков. «Старые друзья и новая музыка»

Выступление столичного оркестра и музыкантов первой величины в провинциальных городах принимали очень горячо. События будоражили горожан и оставили множество заметок, анонсов, критических очерков в местных газетах, журналах и воспоминаниях современников.

В губернских городах масса интеллигентов, жаждущих духовного обновления через искусство, музыку… Для них концерты С.А. Кусевицкого имели громадное значение. <…> на публику, которая, видимо, состояла из интеллигентов, чиновничьего мира и помещичьей среды, изведавших услады высоких эстетических наслаждений в столицах, а в настоящее время заброшенных в провинцию, лишенных возможности услышать симфоническую музыку. Нужно было видеть возбуждение, которое отражалось на лицах, чтобы хоть несколько понять, какой великой радостью их озарила симфония на Волге…

Эллен фон Тидебель. «Симфония на Волге»

Первое турне 1910 года имело оглушительный успех. Кусевицкий повторил тур еще дважды: в 1912 и 1914 годах.

Звезда первого Волжского тура

Одной из звезд концертов 1910 года был Александр Скрябин. Музыкант недавно вернулся из Европы и с радостью откликнулся на приглашение своего близкого друга Кусевицкого отправиться на теплоходе с гастролями по Волге.

Александр Скрябин на пароходе «Первый»
Александр Скрябин на пароходе «Первый»

В концертной программе Скрябин солировал в собственном Концерте для фортепиано ор. 20, а также исполнял на бис фортепианные пьесы. Для него на теплоходе перевозили заказанный специально для гастролей рояль Bechstein. На каждой остановке его на подходах перевозили в концертный зал.

Гастрольный тур сопровождал художник Роберт Штерль. Одна из его зарисовок запечатлела исполнение Скрябиным своего фортепианного концерта в сопровождении оркестра под управлением Кусевицкого. По воспоминаниям современников, не взирая на небольшой рост и миниатюрное сложение, Скрябин сразу привлекал внимание окружающих грациозными манерами и осанкой.
Гастрольный тур сопровождал художник Роберт Штерль. Одна из его зарисовок запечатлела исполнение Скрябиным своего фортепианного концерта в сопровождении оркестра под управлением Кусевицкого. По воспоминаниям современников, не взирая на небольшой рост и миниатюрное сложение, Скрябин сразу привлекал внимание окружающих грациозными манерами и осанкой.

Многие провинциальные города в то время не имели не только собственных симфонических оркестров, но и приличных роялей. Некоторая публика из числа простого люда приходила к причалам поглазеть на невиданные диковины, сгружаемые с пришедшего парохода: рояль, арфа, контрабасы и виолончели…

Для Скрябина поездка в Волжский тур Кусевицкого давала возможность представить свое творчество широкой российской публике. Новаторский музыкальный язык композитора часто оставался непонятным, но в исполнении самого автора его музыка оставляла неизгладимое впечатление у современников.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку