Писал шедевры и не ходил на премьеры. Массне — 180

Писал шедевры и не ходил на премьеры. Массне - 180

12 мая 1842 года во Франции родился Жюль Массне, которому было суждено стать одним из величайших французских оперных композиторов. Он написал более 30 опер, оратории, балеты, симфонические и фортепианные произведения, романсы, а прославился на весь мир благодаря двум операм: «Манон» и «Вертер». Скромный от природы, он избегал шумных компаний и премьер собственных произведений.

Жюль Массне (1842 – 1912)
Жюль Массне (1842 – 1912)

Мальчик появился на свет во втором браке преуспевающего торговца Алексиса Массне и был самым младшим ребенком в семье, где воспитывались 8 детей. Первые уроки игры на фортепиано Жюль получил от матери – она прекрасно музицировала и увлекалась рисованием. С 1853 года музыкальной подготовкой мальчика занималась Парижская консерватория – сюда на подготовительные курсы его приняли с первой попытки, не смотря на серьезные испытания.

Но семья Массне вскоре была вынуждена уехать из столицы, а Жюль остался в городе и начал самостоятельную жизнь. Он играл в театральном оркестре на литаврах, подрабатывал аккомпаниатором и таким образом постигал репертуар французских оперных театров.

С 1860 года Массне начал заниматься композицией в классе известного оперного композитора, профессора Парижской консерватории Амбруаза Тома. Музыкант стал хорошим покровителем для молодого таланта и всячески поддерживал успехи своего ученика. В 1863 году Массне выиграл конкурс на Большую Римскую премию от Академии изящных искусств, которая давала ему стипендию на ближайшие 5 лет, возможность жить в Риме и право на постановку одноактной оперы. Ей стала комическая «Двоюродная бабушка», премьера которой состоялась в 1867 году в Опера-Комик.

Композитор работал в самых разных жанрах. На стихи поэта Армана Сильвестра создал несколько циклов романсов, написал цикл для фортепиано «Этюды стиля и ритмов», несколько оркестровых сюит.

Первый оперный композитор Франции

Крупный успех Массне в 1873 году принесла опера-оратория «Мария Магдалена» с Полиной Виардо в главной партии. В этом же году Францию настигла большая потеря: скоропостижно скончался Жорж Бизе. Массне тяжело переживал потерю друга, но одновременно перед ним отрывалась блестящая перспектива стать первым оперным композитором во Франции.

С большим успехом в 1877 году он представил свою первую большую оперу – «Король Лахорский». Поставленная на сценах многих европейских театров, она принесла Массне большую популярность. Но подлинный шедевр композитору еще предстояло создать. На пути к великой «Манон» он напишет «Иродиаду», успешно представив ее в 1881 году а Брюсселе.

Лирическую оперу по мотивам романа «История кавалера де Гриё и Манон Леско» аббата Прево Массне начал в 1881 году. Ее премьера с грандиозным успехом прошла в Париже в январе 1884 года. Элегантность, изящество и мечтательность – все лучшие аспекты романтического искусства – сплелись в этой опере, а столкновение любви и служения Богу отразили метания юной души главного героя.

Опера изобилует множеством прекрасных арий. Одна из них – гавот Манон, изящная зарисовка прославления радости любви и молодости.

Замысел другого оперного шедевра Массне – оперы «Вертер» по мотивам романа Гёте – возник после знакомства с «Парсифалем» Вагнера. Завершенная в 1887 году, эта опера ждала своей премьеры долгие 5 лет. Первые представления прошли только в 1892 году в Вене, а затем в Женеве и Париже. Наравне с «Манон», эта опера входит в число самых популярных произведений в репертуарах ведущих оперных театров мира.

Следом за «Манон» и «Вертером» Массне выпускает в мир не менее яркие оперные шедевры: «Таис», «Наваррку» и «Золушку». Последняя стала одной из первых ласточек импрессионизма и неоклассицизма, очаровав современников изысканностью музыкального языка.

Человек у камина

Будучи автором популярных опер, Массне всю жизнь оставался чрезвычайно скромным человеком. Он отказывался выходить на поклоны после премьер, чаще не посещал их вовсе, сторонился светских мероприятий и называл себя «человеком у камина».

В 1896 году Массне покинул Парижскую консерваторию, где проработал почти 20 лет. Причиной окончания успешной преподавательской карьеры стала смерть учителя Амбруаза Тома, который возглавлял консерваторию с 1871 года. Массне претендовал на пост директора учебного заведения, но власти сделали выбор в пользу другого кандидата.

Композитор купил загородный замок и обосновался там, чтобы в тишине полностью посвятить себя композиторскому творчеству. Вплоть до кончины в 1914 году он оставался чрезвычайно продуктивным, создавая примерно по одной опере в год. Этому не мешала и тяжелая болезнь, которая временами приковывала композитора к постели. Одной из последних работ Массне стал «Дон Кихот», созданный специально для Фёдора Шаляпина и впервые исполненный с его участием в 1910 году в Монте-Карло.

Знаменитый русский бас в партии Дон Кихота в фильме-опере по мотивам произведения Массне.

В 1912 году рак, который терзал Массне последние годы, внезапно резко ухудшил самочувствие композитора. Он умер 13 августа 1912 года в возрасте 70 лет. Похороны были скромными: без оркестра, громких речей и в кругу только близких людей. Этого пожелал сам композитор.

В последние годы жизни и после смерти имя Массне уже не ассоциировалось со статусом первого оперного композитора. Его обвиняли в старомодности, не отзывчивости к новым модным веяниям. Но спустя более чем столетие его оперы держатся в топе самых часто исполняемых произведений, представляя искусство вечное и ценное в любые времена.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку