«Планеты» Густава Холста: шедевр, обогнавший свое время

«Планеты» Густава Холста: шедевр, обогнавший свое время

Популярность этой симфонической сюиты затмила славу композитора, стала источником вдохновения для сотен музыкантов и регулярно появляется на концертных афишах. В День космонавтики обращаемся к сюите «Планеты» Густава Холста (1874 – 1934).

Вдохновленная гороскопами

Весной 1913 года Густав Холст отдыхал на Майорке. Во время отпуска в артистическом круге художников и писателей он увлекся астрологией и гороскопами. Тщательно изучив астрологическую науку, Холст внезапно нашел в ней тему для своего нового музыкального сочинения. Он решил создать музыкальную сюиту, части которой посвящены планетам и передают их настроение в согласии с астрологическим толкованием.

Стиль Густава Холста стал ярким сплавом современных течений академической музыки. Он воспринял и переработал в своем творчестве музыкальный язык Вагнера, Рихарда Штрауса, Мориса Равеля и других современников.
Стиль Густава Холста стал ярким сплавом современных течений академической музыки. Он воспринял и переработал в своем творчестве музыкальный язык Вагнера, Рихарда Штрауса, Мориса Равеля и других современников.

Сюита объединила 7 частей, посвященных Марсу, Венере, Меркурию, Юпитеру, Сатурну, Урану и Нептуну. Первоначально Холст планировал назвать сочинение «Семь пьес для оркестра», очевидно по аналогии с «Пятью пьесами для оркестра» Шенберга. Но в процессе сочинения сюита получила название «Планеты».

Создание произведения прошлось на 1914 – 1915 годы – начало Первой мировой войны. Потому премьера затянулась: возможность исполнить сюиту большим симфоническим оркестром с привлечением хора (он задействован в последней части «Нептун, Мистик») появилась только в 1918 году. Первое исполнение сюиты состоялось в Лондоне 29 сентября для узкого круга приглашённых слушателей, а первая публичная премьера – 27 февраля 1919 года в концерте Королевского филармонического общества. На ней прозвучали только 5 частей.

Новаторский язык

Музыкальный язык «Планет» был ярко современным для первой трети ХХ века. Масштабная сюита с красочной оркестровкой, оригинальными приемами звукоизвлечения и впечатляющими музыкальными образами была достаточно сложна для восприятия. Полностью она прозвучала только в 1920 году.

В исполнении сюиты по замыслу Холста задействован тройной состав симфонического оркестра с расширенной группой духовых и ударных инструментов. В частности, в партитуре указаны такие достаточно редкие участники оркестра, как альтовая флейта и теноровая туба. В сюите задействованы челеста, орган и две арфы.

Помимо этого для исполнения части «Нептун» Холст привлекал два женских хора. Для эффекта постепенного угасания звука голосов придумали размещать хористок в комнатах около сцены и регулировать силу звучания открытием и закрытием дверей. Полученный эффект производил на публику 1920-х годов неизгладимое впечатление.

«Планеты» Холста приобрели необыкновенную популярность у слушателей. Когда в 1930 году был открыт Плутон и Холсту предложили дописать восьмую часть для сюиты, он только поморщился: сюита стала настолько популярной, что полностью затмила собой все остальное его творчество.

Вдохновившая целый век

«Планеты» оказали огромное влияние на музыкальное искусство ХХ века. Есть множество переложений сюиты для различных составов ансамблей. Музыкальный материал произведения неоднократно использовали популярные рок-группы. Он звучал во множестве заставок телевизионных фильмов и проектов. Использовался в популярных видеоиграх.

Музыкальный образ и особенности оркестровки из первой части «Марс, вестник войны» стал прообразом культового «Имперского марша», созданного Джоном Уильямсом к киносаге «Звездные войны» (о другом европейском композиторе, оказавшем влияние на музыку этого фильма, мы рассказывали ранее). Если прослушать сюиту внимательно, то можно найти в ней и другие элементы, использованные Уильямсом для музыкального ряда к ленте о космических сражениях.

Вероятно, что вдохновения в «Планетах» при создании саундтрека к фильму «Гладиатор» искал и Ханс Циммер. Фонд Густава Холста в 2006 году подал иск против композитора за нарушение авторских прав на сюиту «Планеты», указав на заимствование материала из сюиты.

Не пожалейте 50 минут на знакомство с сюитой «Планеты» Густава Холста – это впечатляющая музыка достойна внимания и восхищения. Во многом она опередила свое время, предвосхитила многие тенденции современной симфонической музыки и даже спустя столетие продолжает звучать остро современно.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку