Россия и Запад: как День России прозвучал в Зарядье

Российский Национальный Оркестр

Великий русский музыкант Петр Чайковский отличался великой скромностью, что не помешало ему стать символом русской музыки и утвердиться в этой роли по прошествии веков. «Увертюра будет очень громка, шумна, я писал ее без теплого чувства любви, и поэтому художественных достоинств в ней, вероятно, не будет», — писал он своей покровительнице Надежде фон Мекк о работе над произведением.

Тем не менее, гений глубоко погрузился в события времени Отечественной войны, проникся подвигами генералов Раевского, Волконского и Давыдовых, и вложил в работу всю душу. Оно стало одним из самых любимых публикой и прочно вошло в мировой симфонический репертуар.

Неудивительно, что прославленный Российский Национальный Оркестр (РНО) М. Плетнёва выбрал Увертюру в числе трёх произведений, наиболее точно отражающих в музыке русский дух. «1812 год» увенчал праздничное выступление коллектива в Зарядье 12 июня 2022 года, посвящённое Дню России.

Россия и Запад: как День России прозвучал в Зарядье

2022 год — юбилейный по отношении к Увертюре. Она впервые была исполнена в августе 1882 года, при освящении Храма Христа Спасителя в Москве — в церкви, появившейся в память об избавлении России от наполеоновской армии. Эффектное монументальное сочинение, где молитва за отечество — Тропарь Животворящему Кресту противостоит тревожащему душу звучанию Марсельезы, под силу только большому симфоническому оркестру.

Хотя французы с 1804 года сделали своим гимном le Chant du départ (Наполеон посчитал «Марсельезу» слишком революционной), в мире и в России именно произведение Руже де Лиля стало символом французского нашествия. В Увертюре Марсельезе противостоят русские песни, оттесняющие врага и его армию на задний план, предвещающие победу русского оружия. Наконец, звучат колокола и пушечные залпы — враг повержен, исполняется гимн «Боже царя храни», в советское время замещённый финальным хором из оперы М. Глинки «Жизнь за царя».

За дирижерским пультом — Народный артист Владимир Понькин, один из самых известных дирижеров России, награждённый орденами «За службу России» и «За любовь и верность Отечеству». Он смог придать произведению и мощь, и глубину, и драматизм, выразить триумф русского духа.

В программу концерта вошла также симфоническая поэма «Утёс» Сергея Рахманинова, вдохновлённая одноимённым стихотворением М. Лермонтова и высоко оцененная П. Чайковским. А произведением открытия стал знаменитый рахманиновский Третий концерт ре-минор для фортепиано с оркестром — одно из самых известных и технически сложных в пианистическом репертуаре. Этим концертом композитор особенно дорожил.

Созданный в летнем доме Рахманинова в Ивановке и в Дрездене, Концерт был впервые представлен в Америке. Во время премьеры в Нью-Йорке его исполнял сам композитор (за дирижерским пультом — Вальтер Дамрош, а во втором исполнении — Густав Малер), а в московском Зарядье в 2022 году партию фортепиано исполнил Константин Емельянов (дирижер Владимир Понькин), предложивший свойственное пианисту тончайшее, ажурное звучание известного произведения.

Напоминающее манеру Владимира Горовица, но обволакивающее нежностью извлекаемых звуков, оно надолго запомнится московским меломанам. Зал рукоплескал, слушателей наполняло чувство гордости за русскую музыку и современных исполнителей, которые доносят её до слушателя сквозь века.

Константин Емельянов и РНО
Константин Емельянов и РНО

Так музыканты отметили День России и показали всё величие русской музыкальной мысли. Россия и Запад соединились в их программе и через исполнителей продолжили свой бесконечный мирный диалог, что особенно важно в наши непростые времена.

Автор фото — Ирина Шымчак.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку