Тренировка ума эффективнее, если у вас позитивные ожидания

Тренировка ума эффективнее, если у вас позитивные ожидания

Может ли мысль о том, что вы сумеете подняться на гору, на самом деле привести вас туда? Согласно новому исследованию, это вполне возможно.

Работа, опубликованная в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, люди лучше справлялись с заданием во время прохождения умственного тренинга, когда знали, что это поможет им в работе.

«Это исследование было первым, продемонстрировавшим, что ожидания участников относительно того, как их умственные показатели «должны» измениться в результате тренинга, влияют на фактические результаты, которые они демонстрируют», – сказала автор работы Джоселин Паронг из Университета Висконсин-Мэдисон.

«То есть те, кто ожидал, что их когнитивные способности должны улучшиться, добивался лучших результатов после 20 сеансов обучения, чем те, у кого таких ожиданий не было, вне зависимости от того, был ли тренинг реальным или нет».

В ходе исследования 193 человека были разделены на две группы. Одной группе сказали, что тренировка поможет им работать лучше, а другой – ничего не говорили. Затем половина каждой группы прошла когнитивный тренинг, а остальные играли в обычную викторину.

Все участники, прошедшие предварительное обучение, лучше справились с заданием, проверявшим их рабочую память, которая используется для выполнения текущих задач. Однако лучшие результаты показали те, кто не только прошли обучение, но и знали, что тренинг будет полезен.

«Уже более десяти лет ведутся научные споры о том, можно ли использовать компьютеризированные когнитивные тренировки, такие как «тренировка рабочей памяти», для улучшения общего интеллектуального функционирования», – поясняет проблематику профессор психологии и неврологии Джейсон Чейн из Университета Темпл, который не принимал участия в исследовании.

Исследования свидетельствуют об эффективности такого тренинга, но некоторые критики утверждают, что польза может быть просто результатом эффекта плацебо.

Эта работа решила этот вопрос напрямую, сравнив результаты людей, прошедших обучение, с теми, кто этого не делал, а также тех, чьи ожидания были завышены, с теми, кто многого не ожидал, добавил он.

«Самые сильные результаты могут быть получены при сочетании стратегий когнитивного обучения с поощрением участников относительно вероятных преимуществ инвестирования в обучение», – добавил Чейн.

Позитивный настрой окупается

Что мы можем узнать из этого исследования? Во-первых, оптимизм окупается.

«Вероятно, вам не повредит иметь позитивное отношение или ожидания в отношении когнитивных тренингов (или поведенческих изменений в целом), если вы хотите максимизировать свои результаты» – говорит автор.

Чейн добавляет, что «ожидание того, что могут быть положительные сдвиги и польза от усилий, само по себе может быть мощным мотиватором этих перемен».

Впрочем, неудивительно, что хороший настрой важен. Множество исследований подтверждают этот тезис.

Эксперименты, проведенные в 2008 году учёными Калифорнийского университета в Риверсайде, показали, что счастливые люди более удовлетворены своей работой и самостоятельны в выполнении обязанностей.

Кроме того, они работают лучше, чем их менее счастливые коллеги, и получают больше поддержки от коллектива.

По данным клиники Майо, счастье и оптимизм могут продлить вашу жизнь, помочь справиться со стрессом, снизить риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний и даже защитить вас от обычной простуды.

Есть надежда, что подобные исследования приведут к появлению новых инструментов тренировки ума, которые будут усиливать когнитивные способности и помогать нам выполнять сложные задачи, сказал Чейн.

По словам Чейна, у этого исследования сильная методология, но его масштабы сильно ограничены. Кроме того, исследователи не знают с какими убеждениями и ожиданиями участники пришли в проект.

«Читатели всегда должны скептически относиться к заявлениям об улучшении памяти, внимания, креативности и тому подобном», – сказал он.

Паронг отметила, что ее выводы необходимо повторно подтвердить и что ей еще предстоит ответить на некоторые вопросы «о том, когда и как возникает эффект ожидания».

В ее исследовании эффект ожидания продолжался до тех пор, пока участники не осознавали, что на их ожидания повлияли решения исследовательской группы.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку