Президент Беларуси Александр Лукашенко, который справляется с коронавирусом без введения жёсткого изоляционного режима, постоянно находится под обстрелом критики со стороны международных организаций, прежде всего, Всемирной Организации Здравоохранения. «Батьку» вынуждают посадить людей по домам, как это происходит в России, остановить производства и активность бизнеса — «убить» свою экономику. Но он по-прежнему сопротивляется.
В Беларуси на 30 апреля 2020 года выявлено 14027 случаев заболевания новым коронавирусом. На 9-миллионное белорусское население заболеваемость составляет около 0.15%. Для сравнения, в России, принявшей жесточайшие карантинные меры, этот показатель равен 0.07% (106 тысяч человек на 147-миллионное население) — вдвое меньше. Но уровень смертности от коронавируса в обеих странах составляет 0.7%, что считается низким показателем по сравнению со среднемировым.
Нельзя сказать, чтобы белорусский президент вовсе не ограничивал социальную активность своего народа. Например, сегодня стало известно, что в стране отменена репетиция парада 1 мая. Такого за новейшую историю Беларуси ещё не было, и это есть ничто иное как ограничительная мера. Разумная. Есть и другие ограничения, которым подвергаются жители страны, но они не сопоставимы с российскими реалиями.
Борьба с пандемией без введения карантинных мер — дело затратное. Информации о том, сколько белорусское руководство тратит на это, нет. Но расходы побудили Лукашенко обратиться к международной помощи (сегодня проходило заседание правительства страны, где глава государства выразил готовность её принять), которая будет исключительно адресной и контролируемой.
Помощь готовы оказать многие. Например, США. Агентство США по международному развитию (USAID) выделит стране $10 миллионов для инновационного развития.
Европа в лице зампредседателя Еврокомиссии Жозефа Борреля на днях заявила о готовности выделить 60 миллионов евро, но при условии, что Беларусь закроется в соответствии с рекомендациями ВОЗ (то есть, как Россия, например). Предъявил он ряд и других политических условий предоставления этой помощи, на которые «батька» также не склонен идти.
Но есть и исключения. Так, доктор Рашед Сарвал (ЮНИСЕФ в Беларуси) объявил о сборе средств для помощи белорусским медикам и заболевшим в размере $1’500’000. Собранные у людей и бизнеса деньги пойдут на закупку медицинского оборудования и материалов в Европе, часть будет приобретена в Беларуси. Её, по словам доктора, хватит медучреждениям страны на 4 месяца.
Россия занимает двойственную позицию. С одной стороны (это говорил посол Беларуси Дмитрий Мезенцев), Россия по просьбе страны прислала тесты, тестовые системы, респираторные маски. С другой стороны, по словам президента РБ, наша страна ценообразованием на энергоресурсы сыграла негативную роль в ослаблении белорусской экономики. Госдолг Беларуси вырос на 20% по итогам первого квартала. Это также отражается на эффективности усилий по борьбе с коронавирусом.
Многие из нас сегодня не без зависти смотрят на своих соседей, которым не приходится сидеть дома в угнетённом состоянии. Они дышат воздухом, живут полноценной жизнью и не будут иметь «пандемию психических заболеваний», которую психологи прочат России. Хотелось бы, чтобы им всё удалось, и чтобы отношения между нашими странами сохранялись на добрососедском уровне. А друг, как известно, познаётся в беде.