По семи странам Европы прокатились протесты сотрудников медицинских учреждений и медицинских работников вообще, утверждающих, что власти обошлись с ними как с «козлами отпущения». Первое крупное подобное выступление было в Брюсселе, когда премьер-министр этой страны (Бельгии) Софи Вильмес совершала официальный визит в один из госпиталей, отличившихся в борьбе с пандемией нового коронавируса.
Картинки с этого визита облетели весь мир. Все медики без исключения, включая главврача и низший медперсонал, выстроились в шеренги вдоль дороги, по которой ехал кортеж главы правительства, но по одному сигналу повернулись спиной к машине премьер-министра, выразив таким образом не только протест, но и презрение к представителям высшей власти.
Для европейской страны с глубокими демократическими традициями, тем более там, где медики всегда считались частью истеблишмента, этот эпизод стал шокирующим, он оказал резонансное воздействие на общественное мнение. Но это было только начало.
По всей Европе, включая все крупнейшие страны Старого Света, прокатились волны протестов, вплоть до рисков увольнения, с требованиями, во-первых, прозрачного и адекватного информирования медицинского персонала о состоянии пандемии (в ряде стран о грядущей угрозе было известно уже в январе), во-вторых, материальной и прочей компенсации медработникам за те жертвы, которые они несли в результате неведения о состоянии дел, исходящих из «закрытости» поведения своих правительств.
Наиболее ярким отражением ситуации является смещение с поста премьер-министра Франции Эдуарда Филиппа и замена его на сотрудника минздрава страны (кстати сказать, к которому нареканий со стороны медиков не меньше, чем к ушедшему премьеру, поскольку он занимал пост в министерстве здравоохранения, ответственный за курирование госпиталей страны).
«Если это «война», — говорят медики, — то «жертвы войны» должны получать как денежную, так и социальную компенсацию, во всех смыслах соответствующую этому статусу».
Культурно-политический журнал «Э-Вести» ещё на заре пандемии коронавируса отмечал тот факт, что общественное мнение не обманешь. То есть, его можно обмануть, ввести в заблуждение, но на короткое время. Но на то оно и есть общественное мнение, что всё равно найдутся специалисты, которые доведут дело до того состояния, когда выведут власти «на чистую воду».
Всё равно рано или поздно миф о пандемии будет раскрыт, и все точки над «i» будут расставлены. И это уже будет скоро.
Массовые протесты, объединение медиков в ассоциации, которые составляют протестные иски к своим правительствам, захлестнули все страны без исключения.
Благостное понимание пандемии, о котором заявляли некоторые деятели науки и образования, в том числе в России (например, Ярослав Кузьминов), состоящее в том, что народ повсеместно принял условия всех своих правительств по борьбе с пандемией, не оправдываются. Протестные иски со стороны медиков захлестнули суды, в том числе, конституционные, в своих странах. Целиком или частично смещаются правительства тех государств, которые «перегнули палку», будучи виновны в разных деяниях: от сокрытия фактов возникновения пандемии до её конкретных масштабов.