Дети эпохи пандемии оказываются слаборазвитыми

воздействие пандемии на детей

Педиатр Дани Думитриу и её команда из Нью–Йоркской пресвитерианской детской больницы Морган Стэнли решила сравнить развитие детей до и после пандемии и пришла к шокирующим выводам. Результаты исследования, опубликованные в журнале Nature, говорят о разрушительном воздействии среды на мозг нового поколения.

Речь идёт об американских младенцах. Объектом исследования стала нервная система младенцев, их коммуникационные навыки и моторика. Метод исследования — опрос родителей детей. Те из них, которые родились до 2017 года, оказались на порядок лучше развитыми, чем младенцы эпохи пандемии, вне зависимости от того, были ли они заражены коронавирусом.

«Мы говорим о сотнях миллионов младенцев!», — ужаснулась Дана Думитриу. Педиатр инициировала исследование, не ожидая столь плачевных результатов.

С одной стороны, ей было известно, что вирус Зика и ему подобные могут вызывать врождённые дефекты у детей, с другой стороны, очевидных нарушений среди новорождённых в её больнице не было — большинство младенцев при появлении на свет чувствовали себя прекрасно. Но стресс, испытанный их родителями, оказал на мозг детей долгосрочный эффект.

Кэтрин Лебель, психолог, возглавляющая лабораторию нейровизуализации развития в Университете Калгари в Канаде,  обследовала более 8000 беременных женщин во время пандемии. Почти половина сообщила о симптомах тревоги, в то время как у одной трети были симптомы депрессии. Это гораздо более высокий процент, чем в годы, предшествовавшие пандемии.

Это означает, что коронавирус и ограничительные меры оказали косвенное негативное воздействие на развитие мозга у плода как в процессе беременности, так и после появления детей на свет. «Самоизоляция» истощила и измотала родителей, которые не смогли полноценно играть с младенцами, выходить на игровые площадки и заботиться о них. В наибольшей степени пострадали бедные семьи.

В среднем дети, рождённые во время пандемии, набрали более низкие баллы по тестам на общую моторику, мелкую моторику и коммуникативные навыки.

Учёные полагают, что ещё не поздно принять меры, выровнять развитие и наверстать упущенное. Оптимистична сама Дани Думитриу, Мория Томасон, детский и подростковый психолог из Медицинской школы Гроссмана Нью-Йоркского университета иМарион ван ден Хойвел, нейропсихолог по развитию из Университета Тилбурга в Нидерландах.

Но оптимистов становится всё меньше по мере того, как пандемия затягивается. На данный момент отставание в развитии детей эпохи пандемии оценивается консалтинговой компанией McKinsey в период от месяца-трёх (в развитых странах) до года (в бедных). Только представьте себе, что будет, если в тех же условиях пройдёт ещё пара лет!

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку