Либретто для «Страстей Господа нашего Иисуса Христа»

Либретто для «Страстей Господа нашего Иисуса Христа»

На Страстной неделе мы продолжаем цикл публикаций о жанре Страстей (Пассионов) в европейской музыкальной культуре. Предыдущая публикация была посвящена эпохе барокко и вершинам жанра в творчестве И.С. Баха. Сегодняшняя остановка – классицизм.

Новое либретто для «Страстей»

Жанр «Страстей» не утратил актуальности в новой классической эпохе, но претерпел ряд изменений. Основное из них было связано с практически полным отходом от евангелических текстов. Их заменили литературные либретто, что еще более усилило связь Пассионов с оперой.  В итоге возник синтетический жанр страстных ораторий с элементами сценического действия, развернутыми ариями и оркестровыми номерами. В Вене такие «Страсти» традиционно звучали в оперных театрах на Страстной неделе, заменяя привычные оперы.

Огромный вклад в развитие «Страстей» внес итальянский поэт и драматург Пьетро Метастазио (1698 – 1782). Активно работая над подготовкой оперных либретто, он около 1730 года написал литературный текст для страстной оратории «Страсти Господа нашего Иисуса Христа» по заказу императора Священной Римской империи Карла VI. Первое музыкальное произведение на этот текст – оратория придворного композитора Антонио Кальдара – прозвучала в Вене на Страстной неделе 1730 года.

Пьетро Метастазио – один из выдающихся итальянских либреттистов. Его литературные труды, в отличие от работ современников, имеют ценность и вне их сценических реализаций и считаются важной частью наследия итальянской и мировой литературы.
Пьетро Метастазио – один из выдающихся итальянских либреттистов. Его литературные труды, в отличие от работ современников, имеют ценность и вне их сценических реализаций и считаются важной частью наследия итальянской и мировой литературы.

Текст Метастазио имеет мало общего с библейскими источниками и решено в театральном стиле. Четыре ведущих персонажа – Петр, Иоанн, Мария Магдалена и Иосиф Аримафейский (в оригинале их имена звучат на итальянский лад: Пьетро, Джованни и Джузеппе) беседуют друг с другом и в ходе повествования рассказывают о распятии Христа.

Этот текст стал основой для более чем 60 музыкальных воплощений, созданных в период с 1730 по 1812 годы. Среди композиторов, обратившихся к либретто Метастазио, выделим две крупные фигуры классицизма: Йозефа Мысливичека и Антонио Сальери.

«Страсти» Мысливичека и Сальери

Об этом композиторе чешского происхождения, снискавшего особую любовь итальянской публики и признание Моцартов, мы подробно рассказывали ранее. «Божественный богемец» прославился, в первую очередь, как оперный композитор. Его тяга к bel canto не осталась в стороне и при работе над ораториями.

«Страсти Господа нашего Иисуса Христа» на текст Метастазио были впервые исполнены в 1773 году во Флоренции. Их можно охарактеризовать как элегантное и галантное произведение. Классически сдержанный оркестр, грациозные арии и величественные хоры создают произведение в духе своей эпохи, где чувства подчинены разуму.

Антонио Сальери обратился к либретто Метастазио тремя годами позже – в 1776. Необходимо отметить, что в творчестве Сальери духовная тематика всегда занимала важное место. Известно около 100 духовных композиций авторства Сальери, включая 5 месс, оратории, религиозные гимны, псалмы и песнопения.

Создание «Страстей» относится к раннему период творчества композитора и тесно связано с его работой в качестве дирижера итальянской оперной труппой в Вене. Произведение стало одним из первых обращений композитора к духовной тематике. В основном создание музыки в этой сфере он  начал после 1788 года, когда получил пост капельмейстера Императорской капеллы в Вене.

Исполненные на Страстной неделе 1776 года, «Страсти» Сальери получили высокую оценку самого Метастазио. Есть свидетельство, что поэт называл ораторию «самой выразительной из всех написанных» по его либретто.

С приходом романтической эпохи тематика «Страстей» хоть и утратила былую актуальность, но по-прежнему привлекала композиторов драматизмом и острой эмоциональностью сюжета. Например, оратория «Христос на Масличной горе» создавалась Бетховеном в трудный для композитора период Гейлигенштадтского завещания и отразила, в том числе, внутренние страдания самого автора. Но это и последующие страстные произведения все дальше уходили от жанра Пассионов и библейской основы.  Возвращение к канонам жанра случилось только в ХХ веке.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку