Ассоциация кластеров и технопарков рассказала о самых эффективных технопарках России: Научный парк МГУ в числе лучших

13 декабря 2016 г. Ассоциация кластеров и технопарков опубликовала II Национальный рейтинг технопарков России. Его основные задачи – дать возможность технологическим предпринимателям и инвесторам выбрать оптимальную площадку для реализации своего проекта, управляющим компаниям технопарков показать направления для развития своей деятельности, а органам власти – выявить и тиражировать лучшие практики развития технопарков.

Пилотный рейтинг вышел в середине февраля 2016 г. Тогда в нем приняли участие 14 технопарков из разных регионов страны, а лидерами рейтинга стали технопарк «Жигулевская долина» (Самарской обл), «Ульяновский центр трансфера технологий» и «Технопарк Авиационных Технологий» (Уфа). Тот рейтинг позволил Ассоциации кластеров и технопарков выработать подход к анализу деятельности технопарков и стал начальной базой для проведения более подробного исследования, которым является представленный сейчас обзор.

В этот раз рейтинг стал масштабнее – заявки на участие в нем подали 103 технопарка из 85 субъектов РФ. В итоговый вариант вошли 25 технопарков из 15 регионов страны, которые предоставили наиболее полные данные, достаточные для проведения расчетов. Все технопарки оценивались по 10 показателям, сгруппированным в 4 группы: инновационная активность резидентов, экономическая активность, эффективность деятельности управляющей компании и наличие благоприятных условий для деятельности резидентов. В итоге в первую пятерку вошли 4 представителя Москвы, а лидерами стали Нанотехнологический центр «Техноспарк» (Москва), Научный парк МГУ (Москва) и Научно-технологический парк Новосибирского Академгородка (Академпарк). Примечательно, что ни один из лидеров не занял первое место в отдельных категориях. Так, лучшим в номинации «Эффективность деятельности управляющей компании» стал Технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк» (Казань), а победителем в категориях «Инновационная и экономическая активность резидентов» – Технопарк «Строгино» (Москва), занявший 5 место рейтинга.

По итогам рейтинга прослеживаются главные составляющие эффективности функционирования технопарков в России: близость к крупным научным центрам и академической среде, наличие частных инвесторов и высокая заинтересованность региональных органов власти в диверсификации экономики.

В этом рейтинге особо выделяется Научный парк МГУ – старейший технопарк страны, основанный еще в 1992 г. Несмотря на свою небольшую площадь, всего 1 га, данный технопарк смог занять второе место общего рейтинга.

Секретами этого успеха поделился генеральный директор Научного парка МГУ Олег Владимирович Мовсесян.

О.В. Мовсесян
О.В. Мовсесян

Мовсесян О.В.: Наш парк действительно небольшой. Однако, несмотря на это, мы заняли второе место в представленном рейтинге. В первую очередь, такого результата удалось достичь благодаря эффективности и инновационной активности наших резидентов. И это легко объяснить: мы созданы на базе Московского Университета и работаем с ведущими ВУЗами Москвы. К нам приходят молодые люди с желанием создать свой стартап, и мы им в этом помогаем. Для талантливых молодых людей мы разработали специальную акселерационно-образовательную программу «Формула Успеха». Каждый год на нее записывается около 500 хорошо подготовленных, активных, склонных к предпринимательской деятельности молодых людей, как правило, с инженерным или естественнонаучным образованием.

Э-Вести: Таким образом, можно сказать, что эта акселерационно-образовательная программа является одним из факторов успеха вашего Научного парка? Ведь эти молодые люди, будущие резиденты вашего парка, начинают создавать свои компании и запускать стартапы, будучи уже хорошо подготовленными. И, соответственно, имеющими больше шансов на успех.

Мовсесян О.В.: Залог успеха — это опора на наши ведущие научно-образовательные центры и ориентир на работу с молодежью, которая способна создать что-то нужное и полезное людям. А, главное, хочет сделать это быстро, чтобы как можно скорее вывести свой продукт на рынок и достичь успеха.

ЭВ: Скажите, а с чем связаны невысокие позиции Научного центра МГУ в рейтинге по показателю «Экономическая активность резидентов»?

Мовсесян О.В.: Думаю, дело в том, что большинство наших компаний – стартапы, которые только выходят на рынок, либо еще разрабатывают свой первый продукт. Соответственно, выручка у них практически отсутствует. В целом, объем выпускаемой продукции нашими компаниями ежегодно составляет около 5 млрд руб. Но, когда вы делите экономические показатели на количество работников резидентов, включая компании ранней стадии без выручки, получается не очень релевантная картина, особенно, если таковых у нас более 60%. Здесь есть что обсудить с операторами рейтинга, но хочу сказать, что в целом он сделан профессионально.

Наш фокус – генерация новых компаний и содействие их развитию. Через какое-то время наши резиденты вырастают и уходят из парка в более крупные, производственные технопарки. Например, в Строгино, Славу или IQ-Park. Несколько предприятий, которые вышли из Научного парка МГУ, уже построили заводы в Московской, Калужской, Тверской областях и других регионах России.

ЭВ: Получается, несмотря на ваш фокус на молодые компании, вам все равно удалось достичь такого высокого результата в рейтинге. Это вдвойне ценно.

Мовсесян О.В.: Мы успешны за счет эффективности. Наш парк не большой, но если пересчитать объем выручки на квадратный метр, то, я думаю, у нас будет самый высокий показатель. Второй залог успеха — это ориентир на рынок, на спрос наших клиентов. Без малого 25 лет назад мы начинали, что называется, с нуля. Средства, вложенные в развитие парка, были лишь на 25% из бюджета. Но даже эти деньги мы получили на возвратной основе и со временем вернули их государственному Фонду содействия инновациям, который нас поддержал более пятнадцати лет назад. С этого момента других бюджетных средств на развитие мы не получали. Все остальное финансирование шло за счет прибыли от наших резидентов, которые также вкладывали средства в развитие инфраструктуры. Так мы и развивались. Ориентация на рынок и ориентация на спрос вынуждают быть эффективными.

Поделиться с друзьями
Subscription