Президент Центральноафриканской республики (ЦАР) Фостен Арканж Туадера на встрече с В.В. Путиным поблагодарил последнего за то, что «с Востока на Запад по очень трудному маршруту прошел российский конвой» и создал для африканского населения мобильные больницы. Кроме того, за время своего пребывания в России лидер ЦАР ставит целью привлечь в страну российский бизнес и инвесторов.
Бывшая (до 1960 года) французская колония, которая подверглась вторжению со стороны метрополии в 2013-2016 годах, находится в ситуации политической нестабильности. Поводом к вторжению послужило свержение лидера Франсуа Бозизе мусульманским повстанческим альянсом Селека. После гибели тысяч людей и обвинений в насилии над местными жителями, французы оставили в стране «тактический резерв» из 350 военных, 81 инструктора, и были заменены 13’000 войск ООН.
По данным прессы, 80% территории ЦАР не контролируется правительством, что касается экономики ЦАР, то она во многом зависит от Китая. Богатый Китай имеет с ЦАР $17 млрд взаимного долга, предложил программу обучения руководства Центральноафриканской республики в КНР, поставляет материалы для военных нужд и бурит здесь нефть.
Россия в этой непростой ситуации пытается предложить руководству Центральноафриканской республики оружие и финансирование в обмен на доступ к природным ресурсам: нефти, редким металлам, минералам, и размещение стратегических баз. Обсуждается в числе прочего разработка РФ платины и ртути Центральноафриканской республики. Проблема, однако, в том, что районы, богатые нефтью, ураном и алмазами контролируются антиправительственными силами, поэтому экономические проблемы тесно связаны здесь с военными.
В прошлом году было снято эмбарго на поставки оружия ООН (Россия добилась исключения, пообещав дать серийные номера и обеспечив охрану), С. Лавровым было заключено соглашение 9 октября 2017 года, хотя эмбарго ООН было установлено до февраля 2019 года. Согласно публикациям, Россия параллельно ведёт переговоры с оппозицией.
Тем не менее, правительство ЦАР получило российские зенитные комплексы, автоматы Калашникова, пистолеты Макарова, снайперские винтовки, гранатомёты и т.п. для двух батальонов ЦАР (1’300 человек). Во дворце Беренго (бывшей императорской резиденции) расположились 175 российских военных инструкторов, что позволяет российской армии держать под наблюдением аэропорт Банги, остающийся под контролем французов. Что касается военного контингента из РФ, то он представлен примерно 1’400 сотрудниками частных военных компаний (ЧВК). Президента Фостен Арканж Туадеру охраняют сотрудники связанной с российским руководством ЧВК Вагнер.
В целом, западная пресса с уважением и опасениями погладывает на усиление позиций России в Африке, включая Центральноафриканскую республику. Основными соперниками России здесь выступают Китай, Франция и отчасти США.