Рурский университет: дети учатся самоконтролю не только у родителей

эмоции детей

Контроль над эмоциями — важнейшее качество человека, которое закладывается в детском возрасте и существенно влияет на будущие социальные отношения личности. Но каковы механизмы обучения самоконтролю и самоуспокоению у ребёнка, что на него воздействует? На этот вопрос решили ответить Учёные Рурского университета и пришли к неожиданным выводам.

Во-первых, как следует из публикации в журнале «Развитие ребёнка», дети прекрасно понимают ценность умения гасить частые эмоциональные взрывы, которые им свойственны. Во-вторых, они берут на вооружение опыт своих родителей и… любых увиденных ими людей. Прежде всего, они учатся интуитивно полезному — методу переключения внимания.

Д-р Зеехаген, профессор психологии развития в Рурском университете Бохума в Германии, говорит, что была рада увидеть, как малыши имитировали поведение незнакомцев, умеющих регулировать свои эмоции, скажем, в очередях в магазин. «Людям необходимо постоянно регулировать свои чувства, чтобы затем успешно справляться с проблемами повседневной жизни», — подчеркивает она.

Немецкие исследователи наблюдали за 2-летними детьми обоих полов, на 82% — местного происхождения (у которых родной язык — немецкий). Малыши в основном являются отпрысками образованных семей, более 60% их обоих родителей имеют высшее образование.

Рурский университет: дети учатся самоконтролю не только у родителейНа первом этапе учёные предложили родителям поиграть со своими детьми, на втором — поставили последних в ситуацию ожидания приятного подарка от незнакомого человека по выбору: вкусненького или игрушки. Незнакомцы не спешили давать детям то, чего они ждали и уже могли видеть в руках учёного.

Для первой половины малышек дождаться подарка оказалось сложно — тётя жёстко дразнила их. Для второй половины им потребовалось только применить умение ждать — тётя терпеливо ждала сигнала лампы для вручения подарка, объясняя своё поведение и применяя методику отвлечения внимания. В последнем случае все дети не только получили подарок, но и переняли у незнакомого человека модель поведения, вне зависимости от своего природного характера и темперамента.

«На следующем этапе потребуется уточнить взаимосвязь между наклонностями детей и различными стратегиями преодоления гнева и других эмоций», — сказала профессор Зеехаген.

Пока она лишь уверена, что с эмоциями детей можно успешно справляться, нивелируя их раздражительность и агрессию вследствие разочарования от неудач. Это можно сделать как демонстрацией моделей спокойного поведения, так и правильно подобранными играми, причём не только в семье.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку