Баскский культурный фестиваль рассказал, чем жива Европа

фестиваль в Сан Себастьяне

Сегодня в Стране Басков (в Сан-Себастьяне) заканчивается фестиваль. Вручаются главные его призы – прежде всего, Золотая раковина. Всего 15 наград получат крупнейшие деятели киноискусства – представители актёрского цеха, режиссеры, кинопродюсеры и сценаристы.

Нынешний фестиваль отличается от предыдущих тем, что это фестиваль конца пандемии и начала возрождения культурной и духовной жизни европейского континента. Чем же ознаменовал нынешний фестиваль в Сан-Себастьяне нашу эпоху?

Прежде всего, своим женским лицом. Все главные призы получили женщины. Одна из них – румынка Сегура, вторая – русская Лена Ланских, за лучшую режиссуру фильма «Ничья».

Женское лицо — эмблема эпохи. Когда думаешь об этом, на ум приходят слова Вл. С. Соловьёва – крупнейшего религиозного философа, утверждавшего, что женское начало в духовной жизни – высшая ипостась духовного состояния человека. Торжество женского начала в духовной жизни человека, а значит, и в культурной жизни тоже изложено в его теории Софии, базирующейся на теории триединства.

Баскский культурный фестиваль рассказал, чем жива ЕвропаБаскская культурная жизнь не может быть не духовной, не может быть не значимой для духовной жизни Испании и Европы хотя бы по той причине, что баски – самая древняя христианская нация континента.

Христианство пришло в Страну Басков с первыми посещениями христиан Рима. Оно появилось в Стране Басков примерно тогда же, когда император Константин объявил Рим христианским государством.

Выходцы из Испании были императорами Римской империи ещё в дохристианский период (например, Адриан и Траян). Влияние духовной жизни Страны Басков на общее состояние религиозности и христианского просвещения в Европе трудно переоценить. Достаточно назвать имя Игнатия де Лойолы – основателя одного из величайших религиозных течений Западной Европы (ему приписывают основание Роты Христа – Ордена Иезуитов).

Хочется отметить и особую роль Баскской католической церкви XIX-XX веков в возрождении Испании в целом. Приходские священники-баски всегда были на стороне простого люда, участвовали во всех Карлистских войнах и, в отличие от остальных церковных иерархов, не поддержали фашистских мятежников Франко, оставаясь со своим народом до конца и испив горькую чашу изгнания, пыток и геноцида баскского народа.

Фестиваль в Сан-Себастьяне, существует с 1953 года, когда по иронии судьбы он был основан врагом басков Франсиско Франко Баамонде, потому что диктаторы не любят путешествовать по миру. Генерал избрал своим излюбленным местом ежегодных каникул престижный европейский аристократический курорт — курорт Гогенцоллернов, Габсбургов, Романовых, Кобург-Браганца, где он и присмотрел замечательный замок «Мария Кристина», в котором решил для собственного развлечения осенью это (единственное время года, когда он отдыхал) основать фестиваль. – знамя возрождения не только духовной, общецивилизационной среды в Испании

Благодаря или вопреки мятежному генералу, фестиваль обрёл мировую славу и определил лик Испании во всём мире. Однако престиж мирового события был приобретён не благодаря диктатуре, но благодаря мудрым деятелям испанской культуры (прежде всего, находящимся в эмиграции), использовавшим трещину, образовавшуюся по недомыслию и неповоротливости франкизма, допустившего возможность приглашать на фестиваль престижных европейских звёзд.

Улучив момент, сюда как Карстовую воронку устремились все свободолюбивые, либеральные силы «Другой Испании». Выиграли все: оппозиция, Баскская националистическая партия, ставшая лидером баскского возрождения, либеральная монархическая оппозиция Франко и, в конечном счёте, творческая интеллигенция, изначально находившаяся во фронде к тупоголовым военным сапогам и насилию.

Когда Франко доложили, что в Сан-Себастьяне творится безобразие, он со свойственной ему твёрдостью и решимостью отрезал: «Это резервация, а в резервации свои порядки! Пусть шалят до поры до времени, мы их контролируем!».

Контроль контролем, но даже всесильный «генералиссимус» Сталин – величайший из диктаторов, не был в состоянии контролировать всё до последнего вздоха по той простой причине, что в своём большинстве люди умнее диктаторов. Поэтому фестиваль в Сан-Себастьяне сумел не только пережить франкизм, но и установить свои правила в культурном пространстве.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку