Испанский вариант монархии возможен в России

испанский вариант восстановления монархии

Главной темой сегодня в России является тема транзита власти — что будет со страной после 2024 года? Развитие событий может пройти по проторенной на Западе дорожке. И, с нашей точки зрения, наиболее подходящим будет испанский опыт транзита, когда диктатор Франсиско Франко привёл к власти монарха, тем самым допустив возможность создания либеральной модели демократической формы парламентаризма.

В 1947 году диктатор Франко объявил себя регентом молодого принца — 11-летнего Хуана Карлоса Бурбона и Бурбона. В томе, изданном по итогам Первого конгресса испанистов России, есть моя статья, посвящённая основным этапам переходного периода в Испании от диктатуры к демократии и о том, как была использована монархия как институт в демократизации страны.

Книга, изданная в бытность послом Испании Евгения Бреголата, целиком и полностью посвящена итогу переходного периода в стране и возможной проекции этого опыта на советскую действительность, так как в период пребывания Горбачева у власти и иллюзий о возрастающей популярности команды демократов во главе с Борисом Ельциным также предполагалось, что совершается переход от диктатуры к демократии.

Испания — это уникальный случай, когда оппозиционные демократические круги выбрали монархическую форму государственности как компромиссное решение для перехода к парламентской демократии. Её успех для демократизации испанской общественной жизни состоит в том, что оба коалиционных объединения — Демократическая платформа и Демократическая хунта, в хорошем смысле слова «подсуетились» и использовали посттоталитарный проект франкистов, связанный с провозглашением монархии, в своих собственных парламентских целях.

будущий король Хуан Карлос I и Франко
будущий король Хуан Карлос I и Франко

Коммунистическая партия Испании — главная сила объединенной оппозиции, была единственной политической общественной организацией, обладавшей всеми ресурсами: боевыми организациями, профсоюзной структурной базой, финансированием и разветвлённой сетью ячеек по всей страны, включая правительство. Она была способна даже в одиночку «перевернуть» слабеющую диктатуру и поставить страну на демократические рельсы. Но с целью избежать возможного кропопролития и исключить сопротивление «бункера» крайне правых франкистов, между королевским домом и верхушкой компартии было достигнуто принципиальное соглашение, которое уважалось обеими сторонами и легло в основу всего периода консенсуса в испанском транзите 1974-1978 годов, когда была провозглашена новая Конституция Испании, где было прописано, что её гарантом является монарх. Однако содержание документа описывало скорее парламентскую республику в развёрнутом виде.

Опыт Испании состоит в том, что монархия была использована для демократизации страны и гарантом этой демократизации как раз и стал монарх — Хуан Карлос I, отец нынешнего короля Испании. Франко хотел назначить короля, чтобы тот продолжил вести страну франкистским путём.

Однако король, хотя и был выпестован в лоне диктатора Франко, на поверку оказался последовательным демократом и защитником интересов демократии и фундаментальных принципов парламентаризма, свидетельством чего явилось его безупречное поведение 23 февраля 1981 года, когда произошёл правый путч с целью возврата к франкизму (уже без Франко).

Мой ужин с графом К. подтвердил мои предположения об использовании испанского опыта возвращения монархии в Россию. На моём собеседнике я «прокатал» всю свою аргументацию и понял главное: мой маргинальный вариант реставрации монархии станет доминирующим, поскольку в стране назрели системные изменения.

Мои аргументы таковы. Первое и самое главное — основная масса населения России прозрела и понимает, что дело не в том, как сидят в квартете музыканты, а в том, что они всё равно не исполняют нужную музыку. Население нищает, страдает и копит отрицательную энергию вот уже 100 лет, несмотря на регулярную сменяемость физиономий на телеэкране. Надо менять основную парадигму — систему власти.

Второй важный аргумент — невыносимость социально-экономической ситуации и неизменность этой невыносимости сохраняются на протяжении более 100 лет.

Третий — нарастание лавины вопиющих фактов неуважения не только к населению в целом, но и к образу страны в мире.

Следующий. Вопиющие факты, которых становится всё больше и они вырастают в систему трендов в школе, в образовании, в медицинской и социальной сфере, прежде всего в отношении стариков и детей. Частые случаи отравлений школьными завтраками привели к тому, что главный хозяйственник — председатель Совмина М. Мишустин, согласился с тем, что сами родители должны контролировать школьное питание. Это показало народу, что власти не способны выполнять даже элементарную функцию.

Ещё один аргумент состоит в невозможности сменить экономическую модель страны без смены первого лица. Иначе, при нынешней модели, ассоциируемой с главой страны, Россия имеет тупиковую, отрицательную экономическую динамику. Неспособность, а на самом деле нежелание властей менять сырьевую модель экономики на инновационную упирается в личностные установки первых лиц. А не в то, о чём говорят с экранов телевизора и не в то, что «надуло в форточку».

Демографическая проблема — это едва ли не главный аргумент в пользу немедленной смены нынешней модели государственного управления на монархическую, так как в текущих условиях речь уже не идёт о «сбережении нации», а о спасении народа. Отрицательная динамика в демографической сфере — предмет давней озабоченности международных организаций, прежде всего, специализированных органов ООН.

Провозглашение реставрации монархии в Испании
Провозглашение реставрации монархии в Испании

Пренебрежение позицией здравомыслящих учёных о хотя бы каком-то оздоровлении экономической ситуации в стране приводит к мысли о том, что менять надо не курс, а всю модель. Речь идёт не о борьбе с коррупцией (это очевидная фикция), а о том, что надо ликвидировать питательную среду коррупции — теневую экономику, которая зашкаливает. А это можно сделать только путём замены нынешней модели на здоровую.

Ещё один убийственный аргумент — спасение природных богатств страны. Нынешняя модель, основанная на тезисе о неисчерпаемости богатств России — ложь и стратегическое преступление. Из 17 стратегических отраслей сырьевой зоны 12 не только исчерпаемы, но уже исчерпаны. Последняя передача «Агора», если её внимательно посмотреть, говорит о том, что к 2035 году углеводородная сфера российской экономики будет исчерпана. Дело не в том, что не будет больше газа и нефти, а в том, что их добыча будет настолько дорогой, что России станет выгодно закупать сланцевую нефть и газ в США.

Все инновационные технологии, которые опережают западные кратно, либо перепродаются на Запад, либо «закапываются в землю» в своей собственной стране. Пример тому — сферы биотехнологий, медицины, новейших разработок в сфере энергетики. Но это только частные примеры. Единственная сфера, развивающаяся в инновационном смысле — климатическое оружие и некоторые виды технологий, необходимые для опережения «империалистов».

Следующий аргумент — невозможность в нынешних условиях рассчитывать на элементарное медицинское обслуживание. Оно находится на первобытном этапе развития. Население знает о нём меньше, чем о земских врачах времён Чехова. Диспансеризация не проводится, стоматология практически отсутствует, терапевтическое обслуживание на местах напоминает поход к шаману в якутской тайге. Единственная сфера, которая работает — выписывание рецептов на непомерные суммы, заведомо зная, что пенсия пришедшего 12 тысяч, а у бюджетника — 20 тысяч (в этом случае выписывается рецепт на 10 тысяч рублей).

В цивилизованных европейских странах уже 40 лет существует тенденция приведения жилищно-коммунального хозяйства к нулевой оплате со стороны жильцов. Считается, что если в квартире или доме люди проживали 10 лет, то они уже окупили жилище с лихвой. В ряде стран государство выплачивает людям специальные дотации за проживание в этих жилищах, тем самым обслуживая его и сохраняя в целости и сохранности. Это касается не только родовых замков, но и обычного жилья.

Проблема реституции в России — это ещё один аргумент в пользу немедленной смены нынешнего руководства. Большинство населения страны пострадало за последние 100 лет не только физически, но и в материально-имущественном плане. Накопленные веками, в тяжелых условиях средства в одночасье были отняты политическими предшественниками этой власти и не возвёрнуты. Более того, потомки тех, у кого всё изъяли, продолжают быть униженными, оболганными и в полуголодном состоянии. А потомки тех, которые обслуживали бесовщину, продолжают жить во дворцах, иногда находящихся за пределами национальной территории (скажем, в Лондоне).

Ещё один убийственный аргумент — это морально-духовная и нравственная обстановка в стране, которую отцы-основатели современного цивилизованного государства (такие, как Жан-Жак Руссо) считали основой любой формы государственности. Мрачная, почти гнетущая атмосфера в обществе, заткнутые рты у священников, правозащитников и многих деятелей культуры и духовной сферы в целом, заставляют население думать о бесперспективности активной энергичной позиции гражданина и участия в жизни общества в целом.

И, наконец, в случае начала крупномасштабных боевых действий с каким-либо внешним противником, в условиях неприменения ядерного оружия страна может проиграть на раз-два. Таким образом, нынешняя власть ставит саму идею суверенитета страны под угрозу.

Давайте вспомним недавнюю историю. Пока Сталин не выпустил из заключения иерархов Русской Православной Церкви, война проигрывалась. В первые два года было не менее 11 «котлов». Ими считались замкнутые боевые пространства, где в плен попадало до полумиллиона военнослужащих. Можете себе представить, если в нынешних условиях произойдёт нечто подобное. Кто сможет поднять народ на защиту страны, если он в своей массе только и ждёт раздачи оружия, чтобы восстать против нынешних правителей?

Практически по всей стране создаются подпольные оружейные мастерские, о чем регулярно сообщает ФСБ. В последний раз они сказали о том, что в нескольких десятках регионах открыты подпольные мастерские и почти 100 подпольных оружейников задержаны. Для кого и с какой целью готовилось оружие — вещь вполне очевидная.

Но если с предпосылками установления монархии всё очевидно, то какова же будет кандидатура на пост монарха? В данном случае это неважно. Между тем, наша версия такова: скорее всего, это будет Георгий Михайлович Романов — сын вел.кн. Марии Владимировны, за которым будет стоять нынешний верховный правитель России, который сохранит «весь контрольный пакет акций и право вето». В этом и состоит применимость испанского варианта восстановления монархии в нашей стране.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку