Меритократия — лучший способ обеспечения успеха государства

меритократия

В V веке до Р.Х. греческий философ Парменид ставил вопрос о том, что собой представляет существование человека и от чего зависит его успех в обществе. Западноевропейские и российские философы дают однозначный ответ на вопрос о том, что обеспечивает человеку  собственное ощущение счастья и успех.

В раннем Средневековье западноевропейские философы озаботились тем, что у человека, в отличие от общества в целом, свои собственные представления о существовании. Окончательно и бесповоротно этот вопрос описал и сформулировал датский философ-экзистенциалист Сёрен Обю-Кьеркегор. Если говорить коротко в сжатом виде, то своё ощущение в процессе своего существования он объяснял той системой ценностей, благодаря которой человек формирует восприятие себя в окружающей действительности.

В дофрейдовский период главный труд западноевропейской философии в плане осмысления человеческого «я» — это труд Сёрена Обю-Кьеркегора «Философские крохи».

Очень быстро с точки зрения истории, экзистенциализм — наука о человеческом «я», пробежала от своих истоков в лице названного учёного до вершины, кульминации в творениях Жана-Поля Сартра и Мартина Хайдегерра.

Вероятно, лучшим примером для описания того, чем является экзистенциализм сегодня стал сам Сартр, который в 1940 году так сформулировал, чем является «я» в окружающей действительности: «За мой мир я и никто другой несу главную ответственность».

Молодой Сартр в 1940 году был призван в армию.  Отправляясь на войну, он сказал себе: «Кто как хочет, но я несу ответственность за эту войну. Я и никто другой буду за неё отвечать».

17 имён философов и психологов (Зигмунд Фрейд считал себя прежде всего психологом) составляют блестящую плеяду людей, которые досканально изучили проблему меритократии (власти достойных), которую для себя можно вывести следующим образом: человек должен рассматривать свою деятельность как служение просвещённому обществу, обязательно нравственному, и Богу.

Проблема определения меритократии — это научный спор между двумя разнородными и равнозначными фигурами, а не между Гегелем и Обю-Кьеркегором, как это пытаются сделать некоторые учёные. Что из себя представляет достойный человек как достойный актор общественной жизни (будь то управление государством, будь то место, определяющее тренды развития гражданского общества) — это поиск равновесия двух точек зрения, двух концептов: Блеза Паскаля и Сёрена Обю-Кьеркегора.

Они оба, каждый по-своему, не нарушая главного — баланса отношения к духовным ценностям, судили о своём месте и роли, своём предназначении в служении обществу. В этом смысле — Вечности.

Вопрос меритократии волновал всех и всегда. Он волновал и в эпоху Республики, и в эпоху империи Древнего Рима; интересовал и Османскую империю. В определённый период корпус янычар формировался из подростков-христиан, которые должны были отказаться от происхождения и Веры, поклявшись в служении своему господину. Лишь в ряде случаев за особые заслуги им разрешалось брать в жёны рабынь-христианок.

Вопрос меритократии чрезвычайно волновал Наполеона. Его концепцию меритократии мы подробно описывали ранее.

Эта тема была небезынтересна и для всех поколений большевиков: от периода эмиграции в Швейцарии до эпохи расцвета сталинского типа большевизма в 1930 годы (когда Сталин уже окончательно укрепился у власти).

Предвижу улыбки на лицах читателей, которые как будто говорят мне, что всё это — не настоящая меритократия, а некая служилая аристократия, из которой в своё время формировались сначала дворяне, потом рыцарство (оно в Европе появилось в 971 году); эти меритократы — не творцы, но «служивые люди». Но том-то и дело, что меритократия с точки зрения философии и промыслительной задачи  — это та системообразующая концепция каждого из этих людей, которая и позволяет им формировать ту систему ценностей, которая и формирует отношение человека к своей роли в обществе — к роли как служению.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку